Аналитика


"Кириенко получил свой "бонус" за выборы – усиление в АП"
Политика | В России

Владимир Путин произвел изменения в структуре президентской администрации. Крупных перемен, как и говорили эксперты, не произошло, но очевидно, что позиции первого заместителя главы администрации Сергея Кириенко заметно усилились – теперь он будет курировать четыре управления вместо двух.

К Управлению внутренней политики и Управлению общественных проектов, за которые уже отвечал Кириенко, добавляются Управление по обеспечению деятельности Госсовета и управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи (преобразованное управление будет проводить государственную политику в области развития цифровой инфраструктуры и еще одной задачей станет применение ИТ-технологий в госуправлении).

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин рассказал Накануне.RU, что заметное усиление Кириенко – своеобразное "премирование" за хорошо проведенные выборы.

Сергей Кириенко(2017)|Фото: Александр Астафьев, ТАСС

В обновленной кремлевской администрации Кириенко будет курировать четыре управления, то есть расширятся его полномочия? Как прокомментируете возросшее влияние?

– Здесь следует учитывать, что именно господину Кириенко принадлежит решающий вклад в достижение тех результатов президентской кампании, которые были получены и которые превзошли самые смелые ожидания. Он был вправе ожидать от Владимира Путина каких-то бонусов. А Путин – это человек, который всегда платит по счетам, если он получает то, что ему нужно, то он всегда благодарен, и здесь как раз та самая ситуация. Действительно, таких результатов, которые получил на президентских выборах Владимир Путин и по явке, и по голосованию, не ожидали, а ожидали, даже в самом оптимистичном случае, гораздо меньше.

Кириенко мог рассчитывать на определённые бонусы?

– Да, и встаёт вопрос, а какие конкретно бонусы может ему предложить президент с тем, чтобы не затрагивать серьёзно интересы других групп при условии, что господин Кириенко остаётся пока в Администрации президента? Поменять господина Вайно? О чём, кстати, вбрасывались слухи. Это нереально, потому что, во-первых, Вайно тоже пользуется авторитетом у президента, он занял свою нишу, и более того, он по итогам этих перестановок, судя по отставке Школова, расширил сферу своего влияния, он демонстративно не вмешивается в чужие дела, то есть его отставлять не за что. К тому же в той сфере, которую он избрал для себя, он вполне компетентен, нареканий не вызывает и ни с кем не конфликтует, по крайней мере, ни с кем из влиятельных игроков. Поэтому здесь оставался вариант премирования Кириенко через расширение контроля над тем, что находится ниже его по иерархической лестнице.

И все же это усиление?

– В принципе да. То, что он будет курировать львиный блок всей внутренней политики, а не только управление внутренней политики, это однозначное расширение его компетенции, это бонус, вознаграждение за ту президентскую кампанию, которая самим президентом оценивается как блестящая.

Эти четыре сферы влияния: общественные проекты, Управление внутренней политики, Госсовет и технологии – как они помогут в выстраивании политических процессов?

– Это бюрократический момент. Нужно смотреть еще то, кто эти управления возглавит. У нас есть месяц на эти процедуры. Важно, в какой связке с Правительством управления будут работать.

Управление внутренней политики традиционно с Правительством не коммуницирует. Внутренняя политика целиком – это администрация, а Правительство занимается только социальными аспектами. А если брать такие вещи, как коммуникативные связи – это, кстати, один из мегапроектов, который отводится Правительству в дорожной карте "майского указа" Путина, – вот здесь любопытно, как АП будет по этому направлению взаимодействовать с Правительством. Если администрация вообще попытается участвовать в реализации одного из этих прорывных направлений.

То есть нужно смотреть, как будут синхронизироваться эти механизмы бюрократического взаимодействия и внутри Администрации президента, и, самое главное, по линии "Администрация президента - Правительство". Ведь есть опыт прошлой администрации, когда сначала пришли ключевые представители Правительства Путина в 2012 г., и фактически тогда говорили о параллельном Правительстве, а потом как-то эта идея в течение года рассосалась.

Госсовет, Игорь Левитин, Владимир Путин, Владимир Якушев(2018)|Фото: kremlin.ru

Что касается "второго Правительства" об особом значении Госсовета для Путина в будущем говорили не раз, Кириенко будет готовить базу для этого?

– Сейчас пока рано говорить об этом, это вопрос транзита власти. Принято считать, что один из основных вариантов конституционной реформы – на базе Госсовета создать какой-то коллегиальный орган во главе с Путиным как национальным лидером. Но вопрос в том, что это будет уже совсем другой Госсовет.

Кстати, большой вопрос, если действительно будет конституционная реформа, если ключевым её элементом станет появление нового Госсовета, то будет ли этот вопрос курировать именно Кириенко? Хотя принято считать, что именно Кириенко написал несколько вариантов конституционной реформы сразу после того, как пришёл в Администрацию президента ещё в конце 2016 г. Сейчас они лежат под сукном, и непонятно, что с ними делать.

За Кириенко будут технологии и молодежная политика (управление по общественным проектам), модные направления остаются важными сферами для Путина – перетянуть на свою сторону именно этот неохваченный сегмент – молодежь, блогеров, такова будет цель Киренко?

– Это большой вопрос. Если смотреть интернет, то это вотчина Кириенко полностью, да. Здесь он ничего нового не приобрёл. Как они поделили с Громовым сферу влияния в конце 2016 - начале 2017 г., так ничего не изменилось. Что касается молодёжной политики, то я не вижу предпосылок, что там что-то серьёзно изменится. Потому что есть молодёжная политика в понимании именно политики – где горизонт планирования на несколько лет вперёд, а есть молодёжная политика как задача вытащить молодёжь на выборы. Тут задача минимум – чтобы эта молодежь не ходила за популистами, не выходила на улицы с протестами. Задача максимум – чтобы ещё и пришла на избирательные участки. В принципе эта задача была решена, и актуальность по этому направлению исчезла. Есть ещё такое направление молодёжной политики, как устраивать периодически общение Владимира Путина с молодёжью, потому что это ему действительно нравится, психологически комфортно, но для этого ему управление не нужно.

Что вообще можно сказать про перестановки в администрации? Модернизация или оптимизация?

– Тонкая настройка — это пролонгация старой администрации, но при этом есть и победители, и проигравшие. То есть изменения, которые происходят на структурном и кадровом уровне, обусловлены не стратегическими задачами, а чисто тактическими и аппаратными. Как в Правительстве – вроде бы, оно то же самое, но кто-то ослабился, кто-то усилился, так же и в Администрации президента. По сути, это та же самая администрация Владимира Путина образца 2017 г. Прежде всего, бенефициары пока, как мы видим, это Кириенко, а во вторую очередь господин Вайно. Но более точно станет известно, когда мы узнаем глав управлений.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Много было слухов, что Сергей Глазьев не сохранит свой пост просто как о решенном деле говорили. Тем не менее, советник с непопулярными для элиты советами сохранил свое место, с чем это связываете?

– Глазьев как советник мало на что влиял. Это "говорящая голова", которая отражает точку зрения определённой группы в российской элите. С этой точки зрения, гораздо более симптоматично то, что Сурков сохранил свой пост, хотя все были уверены, что он не сохранит, и люди из его окружения публично заявляли, что он не сохранит место. А если бы Глазьев лишился статуса советника президента, ему бы создали другие площадки, он бы высказывал те же самые мысли. Глазьев особо никакого влияния не оказывает на происходящее, процессом экономики в АП господин Белоусов полностью занимается и подчинённые ему структуры.



Елена Кирякова