Аналитика


"Николай II для РПЦ – просто удачная карта"
от издателя | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Главные события "Царских дней" начнутся 16 июля в Екатеринбурге. После утренней службы в Храме-на-крови запланирован крестный ход. Традиционное всенощное бдение состоится перед площадкой храма в 16.30, сама служба начнется в 23.30, а в 2.30 завершится шествием до Ганиной Ямы. Этот путь известен с 90-х годов, когда несколько десятков паломников приезжали в Екатеринбург, чтобы отдать дань памяти погибшему здесь Николаю Романову, бывшему царю Российской Империи, и его семье.

Сегодня Храм-на-крови собирает вокруг себя десятки тысяч верующих со всей страны, а также и других любопытствующих, иностранцев и просто желающих узнать больше о смерти последнего русского царя – теперь это известный туристический маршрут, который привлекает особое внимание в год столетия трагических событий в доме Ипатьева.

Нынешний крестный ход примечателен еще и тем, что это масштабнейшее религиозное мероприятие федерального значения, которое притягивает одним своим видом зевак и туристов – огромные живые реки людей бредут по ночному городу с иконами и в дождевиках. Зрелище в какой-то мере захватывающие, как и сама служба, которую транслируют на огромных мониторах, и голоса священников в громкоговорителях среди ночи производят неизгладимое впечатление, пусть и не для всех положительное, многих такое действо и вовсе пугает.

"Русская Голгофа" привлекает туристов

Помимо того, что шествие привлекает в город множество туристов, паломников, высших иерархов церкви, чиновников и вообще становится "визитной карточкой" Екатеринбурга – как теперь называют город с легкой руки депутата Натальи Поклонской, "Русской Голгофой", – "Голгофа" не всегда готова к очередной встрече с гостями.

Многое остается непродуманным: начиная с автобусов на Ганиной Яме, которые не могут вместить всех уставших (а потому иногда и откровенно злых) паломников, мечтающих попасть домой с утра-пораньше, и заканчивая такой деликатной темой, как, например, отсутствие туалетов на "пути страдания". Жителям домов, через чьи дворы идет сей путь, самим приходится страдать – очень неприятно по утрам заставать в кустиках или перед подъездами верующих, некоторые горожане никак не хотят принять во внимание важность этого мероприятия и смириться с таким положением вещей. А ведь благодаря стараниям гостеприимного губернатора области Евгения Куйвашева количество шествующих с каждым годом растет и в этом году более 100 тыс. человек могут принять участие в православном марше.

"Глухой ропот" горожан тем более оправдан, что в этом году "Царские дни" проходят практически в одно время с Чемпионатом мира по футболу и международной выставкой "Иннопром", а потому власти должны были бы озаботиться всеми организационными моментами.

Крестный ход, "Царские дни"(2015)|Фото:http://alshevskix.livejournal.com/

"Некоторые светские люди называют этих людей "царебожниками", я считаю, что это некорректно, я не встречал людей, которые считали бы императора Николая II богом и прямо говорили, что без его жертвы, без его признания нельзя людям достичь царства небесного. Если такие и есть, то это уж какие-то совсем крайние силы, и их очень немного. А основная часть людей, которые приходят, это, конечно, монархисты, это люди, которые считают не только царя страстотерпцем, но и монархическое устройство России правильным, молятся о том, чтобы господь дал нам снова царя ", – говорит про ежегодное шествие протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с Накануне.RU.

плакат в Екатеринбурге(2018)|Фото: Накануне.RU

После прошедшего в Екатеринбурге коммерчески успешно этапа Чемпионата мира, ради которого туалеты все же поставили, что называется, на каждом углу – "религиозный фестиваль", который также привлекает огромное количество туристов, властям, конечно, на руку, и организаторам оказывается всяческое содействие. И это неслучайно, Екатеринбургская митрополия, кажется, имеет тесные отношения со всеми ветвями властями на Урале и даже с силовыми структурами. Но, например, о прочном тандеме между епархией и губернатором говорить можно с натяжкой: не всегда Евгений Куйвашев идет на уступки и часто рушит планы РПЦ в подведомственной области. Так, например, печально для Церкви закончилась попытка возвести храм в центре Екатеринбурга – на Площади труда. К общественному мнению пришлось прислушаться, и власти вынуждены были отступить в вопросе строительства "храма-на-воде". Отвоевав место под новый храм у драмтеатра, епархия все равно считает себя проигравшей, а Куйвашева несговорчивым.

При этом интересно, сколько было шума ради того, чтобы построить новый храм в центре города, где их – будем говорить откровенно – уже порядочно, но когда разрушаются старые церкви на окраине – в ответ тишина. Так, ради трамвайной ветки в Верхнюю Пышму должны снести Храм рождества Иоана Крестителя. Идея с веткой, опять же, принадлежит "несговорчивому" губернатору Куйвашеву, до него Эдуард Россель никак не мог подступиться к этому вопросу, со свойственным ему размахом планировал соединить город с Пышмой подземкой, но если окажется дорого – а строить метро оказалось дорого – то "надземкой", то есть пустить электричку.

Куйвашев подошел к проблеме проще – постановил проложить дорогу для трамваев, на пути которой и возник очередной храм. Возможно, протесты верующих обрели бы такой же массовый характер, как обычно, когда дело касается мест отправления культов, но вот исполнителем проекта назначили УГМК, и наступила тишина. Гендиректор холдинга Андрей Козицын многое сделал для РПЦ и не стоит ему теперь ставить палки в трамвайные колеса.

С назначением близкого к патриарху полпреда Николая Цуканова Уралу, пожалуй, стоит ожидать усиления клерикальных настроений и выдвижения все новых и новых процерковных и промонархических инициатив, хотя уж и Цуканову на примере Петербурга должно быть хорошо известно, чем заканчивается их насаждение в промышленных городах-миллионниках.

Но факт остается фактом, пока Свердловск-Екатеринбург медленно, но верно превращается из ведущего индустриального и научного центра в "место, где убили царя".

Заседание президиума совета СОСПП, Куйвашев(2018)|Фото: Накануне.RU

Осталось разобраться с останками

На "Царские дни" в Екатеринбург приедет и глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, здесь должно состояться выездное заседание Священного синода РПЦ. Ожидаемо, что темой мог быть стать вопрос признания или непризнания Церковью царских останков.

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя, патриарх Кирилл(2018)|Фото: Пресс-служба Кремля

А их Церковь не признает царскими, по официальной версии, потому что в экспертизах якобы постоянно находятся какие-то неточности. По неофициальной – потому, что у святых не может быть "останков", а только нетленные мощи, и если тела подверглись разложению, у некоторых возникнут серьезные основания сомневаться в святости Николая II.

К тому же, еще в 1930-е гг. иерархи постановили, что тела уничтожили начисто именно в урочище Ганина Яма, а когда авдонинскую находку представили миру, уже другие иерархи даже не хотели допускать мысли, что скелеты эти принадлежат Романовым – вроде бы, не в характере РПЦ противоречить самой себе (на самом деле – как раз в характере, даже отречение Николая православные сановники восприняли с облегчением, наверняка понимая, чем это грозит Романову лично).

Российское духовенство консервативного толка настаивает на том, что никакие политические манипуляции не должны давить на Церковь в признании или непризнании останков подлинными. Действительно, манипуляция имела место – в 1996 г. Борис Ельцин пытался сделать пышные похороны Николая II ключевым моментом предвыборной кампании (хотя именно Ельциным как секретарем обкома КПСС снесен дом Ипатьева в Свердловске в 1977 г.), а теперь, поговаривают, что Владимир Путин хочет красиво завершить начатое предшественником. Но если во времена Ельцина доверие к экспертизам было подорвано явной торопливостью властей (в лице Бориса Немцова, который курировал тему), то в этот раз никто никого не торопит уже много лет и ученые из разных стран перепроверяют друг за другом всё под пристальным оком экспертов из РПЦ.

музейный парк Россия - моя история, епископ Егорьевский Тихон(2017)|Фото: Накануне.RU

Человек, которого называют "духовником Путина", митрополит Тихон (Шевкунов), возглавляющий экспертную комиссию по исследованию останков со стороны РПЦ, год назад прибыл в Екатеринбург на открытие музейного парка по истории России. Там он сообщил, что эксперты совершили прорыв, о котором пока он не может говорить, но "в ближайшее время" будут публиковаться новые данные. Воз и ныне там. Пока ничего о новых данных конкретно неизвестно, и, несмотря на то, что архиерейский собор, который и должен сообщить о решении Церкви, в 2017 г. все же прошел, и его даже посетил Владимир Путин, но свое решение Церковь так и не огласила.

Будет ли что-то известно к сакральной дате 17 июля, когда в ночь расстрела семьи отрекшегося императора десятки тысяч людей пойдут хорошо знакомой тропой на Ганину Яму? Здесь вопрос как раз и упирается в Ганину Яму, если останки покоились все же в Поросенковом Логу, то столько лет верующие совершенно зря ходили до Ганиной Ямы? Аутсайдеры от Церкви, которые проводили молебны на месте авдонинской находки, и сторонники Немцова в 1990-е оказались правы, а многие уважаемые иерархи, теперь почившие, да и сам Кирилл – нет? Столько возникает вопросов, что можно не сомневаться – патриархии до оглашения окончательного решения без потери своего лица еще далеко.

"Мне думается, что и к грядущей дате никакого изменения в церковной позиции не произойдет, хотя, есть политические круги, которые активно давили на Церковь с целью признания останков. Я сам был участником тех событий, входил в правительственную рабочую группу. Некоторые люди, в частности Людмила Нарусова, весьма эмоционально настаивали на скорейшем закрытии этой страницы. С другой стороны, те люди, которые ходят на царские ходы, в значительной части никогда не признают версий, которые исходят от советских и постсоветских властей, даже если их в том или ином варианте одобрят власти церковные. Так что понятно замешательство церковной власти. Боюсь, что оно будет длиться еще очень и очень долго, скорее всего, перед "Царскими днями" будет вновь сказано, что исследования должны продолжиться", – сказал в беседе с Накануне.RU Всеволод Чаплин.

Собеседник агентства признает, что не только политическая обстановка изменилась, но и наука шагнула далеко вперед, и теперь генетическая экспертиза стала более совершенной, да и мы обладаем большей исторической базой сведений о том периоде. Но всегда найдутся "несогласные" люди, которые даже при 99%-ой уверенности генетиков будут верить в тот самый 1%. И, все же, Церковь должна заявить об этом открыто, а не продолжать политику отсрочек.

"Мне кажется, что уход от определенности – это не самый лучший способ общения с народом. Надо, в конце концов, сказать либо "да, мы признаем эти останки, доверяя генетической экспертизе и другим научным данным", либо сказать "нет, мы уважаем науку, но убедить людей, которые выступают против, может только чудо, и мы будем ждать". Такая прямая позиция была бы гораздо более честной, чем уход от определенности, многолетние ссылки на незавершенность исследований, хотя их было проведено уже очень и очень много. Можно бояться говорить прямо, что с властью, что с народом, но открытость и прямоту люди всегда больше уважали, чем откладывание решения", – сказал Всеволод Чаплин.

С другой стороны, признание останков царя подлинными может обернуться не потерей, а приобретением для Церкви. Так, уже ведутся разговоры о том, что Поросенков лог вполне достоин строительства еще одного храмового объекта. Может быть, потому так спокойно относятся к сносу старого храма на пути в Пышму, ведь, скорее всего, именно Козицын, спонсировавший постройку Ганиной Ямы, в скором времени начнет строить более масштабный комплекс в Поросенковом логу?

Власти региона были другого мнения – около 4 гектаров у Коптяковской дороги должны были перейти в ведение Свердловского областного краеведческого музея для создания там к 100-летию расстрела Романовых памятного музейного комплекса. Но, если этого не произошло, возможно, запрос от религиозной организации "Екатеринбургская епархия Русской православной церкви" на владение лесным участком, входящим в объект культурного наследия "Место обнаружения царской семьи Николая II", скоро будет одобрен?

поросенков лог романовы(2012)|Фото:

Отзвуки былого конфликта и обычная выгода мешают признать подлинность останков?

Доктор исторических наук, автор книг о религии России Александр Пыжиков также уверен, что на самом деле для РПЦ подлинность останков не так уж и важна, Николай II стал "удачной картой", которую хорошо разыгрывают. Эксперт напоминает, что при жизни Николая у него возникли трения с архиереями по нескольким причинам, но одной из самых главных было своего рода отступничество Николая от догматов, на которое он пошел ради своего больного сына цесаревича Алексея. К тому же Николай II был формально главой Церкви, а иерархи хотели вернуть патриаршество, именно поэтому в феврале 1917 г. они так дружно и уверенно приняли отречение царя и начали славить Временное правительство.

"Это не было случайностью и данью моменту – что им стало выгодно, и они вдруг так поступили. Нет, если это и было, то только на поверхности, а в глубине лежали большие причины охлаждения между Николаем II и церковью, – рассказывает историк. – Николай II долго с императрицей ждали, когда будет в семье наследник, до этого были только девочки, как мы прекрасно знаем, и вот это был для них очень важный, серьезный момент. Для этого они ездили по разным святым местам. И вот тут случилось нечто – Николай II приехал в Саровскую пустынь, где было большое почитание Серафима Саровского. Это был очень почитаемый именно в народе старец. Я подчеркиваю – не в Синоде, а в народе – и вот там Александра Федоровна искупалась в источнике, и затем родился цесаревич Алексей".

После этого Николай вознамерился канонизировать Серафима Саровского, но для церкви оснований для того, чтобы сделать его святым, было мало. Как объясняет историк, тогда и пошел крен в расхождении взглядов между Николаем II и церковной общественностью. К тому же, Николай пошел на невиданный шаг и издал указ о веротерпимости, который был издан в 1905 г., по указу запрещались церковные репрессии, провозглашалось равенство различных религий.

"Конечно, вся духовная братия была в шоке, они совершенно этого не ожидали и к этому не готовились, и вообще в таких условиях, в которых им предложил жить Николай II, они существовать не могли. Отношения царя с архиереями были натянуты, и отзвуки того конфликта мы слышим сейчас – не хотят его идентифицировать, чинят препятствия постоянные, проволочки возникают. Все это неслучайно и является отражением того кризиса в отношениях монарха последнего и этой удивительной организации под названием РПЦ", – говорит историк.

Отношение высших церковных чинов несколько отличается от чувств широких слоев верующих, приверженцев монархической идеи. Мученическая смерть бывшего царя стала удобным поводом для призыва каяться за советское прошлое – лейтмотив "святых 90-х". Приватизировав тему канонизацией, Церковь не допускает никаких дискуссий и пытается забыть, что Николай сам подписал отречение. И, что более важно, тогда над ним не довлел никто из будущего "красного лагеря", предали его окружение, семья и собственная Церковь. А в Екатеринбурге убили уже не царя и еще не святого, а просто гражданина Романова. Смерть безвинных людей – это, конечно, страшная трагедия, но в то время, когда начиналась гражданская война – и ни царя, ни монархии в России уже не было, точно такие же трагедии случались в каждом городе и в простых семьях, не осененных царственной властью.



Елена Кирякова