Аналитика


Производство ДНР и ЛНР тормозит их непризнанный статус
экономика | В бывшем СССР | ДНР и ЛНР

С 1 июля в ДНР на 10% увеличены пенсии. Как заявлял в начале года глава ДНР Александр Захарченко, это планировалось под ожидавшийся рост экономики республики. До нынешнего повышения минимальная пенсия в ДНР составляла 2,9 тыс. рублей, и ее получали около трети пенсионеров, а средняя пенсия составляла 4,5 тыс. С учетом российских цен на большинство товаров эти суммы выглядят жалкими, однако и небольшое повышение необходимо "заработать". В чем прибавила экономика ДНР?

По данным министерства экономического развития ДНР, за пять месяцев 2018 года реализация промышленной продукции выросла в 1,8 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, это в действующих ценах, но при небольшой инфляции прирост все равно получается более 70%. Объем производства сельского хозяйства в постоянных ценах 2015 года увеличился на 17%. Экспорт вырос в 6 раз, импорт – в 2 раза. Грузооборот авто- и электротранспортом увеличился на 5,5%, пассажирооборот – на 12%. Как заявила и.о. министра экономического развития ДНР Виктория Романюк, в 2017 году экспорт вырос в два раза.

Эти суммарные показатели достаточно красноречиво отражают общую экономическую динамику ДНР, хотя во многом обусловлены низкой базой сопоставления. Ведь многие предприятия просто простаивали. Да и с самими цифрами согласны не все. Депутат Народного Совета ДНР Евгений Орлов считает их нелепыми.

"Если экспорт увеличился в 6 раз, то оборот должен вырасти как минимум приближенно к этим цифрам. А не всего лишь в 2,9 раза, что приближено к показателям импорта. Это говорит о том, что у нас существенное отрицательное сальдо", – сказал Орлов.

Он убежден, что ДНР сальдо не может быть положительным, пока существуют главные тормозящие факторы – непризнанность, зависимость от импорта, отсутствие полноценной банковской системы.

В то же время в 2017 году в строй были введены ряд предприятий. Были созданы девять новых государственных предприятий, которые входят в сферу управления министерства промышленности и торговли. Юридически они стали новыми, хотя по факту были воссозданы на базе старых. Это "Харцызский сталепроволочный канатный завод "Силур", "Стирол", "Докучаевский флюсо-доломитный комбинат", "Торезский электротехнический завод", "Донецкий электротехнический завод", "Горловский мясокомбинат", "Донбасс-Либерти", "Донецккокс", "Фабрика аэрозолей". Также, по словам министра промышленности и торговли ДНР Алексея Грановского, возобновили работу после длительного простоя более 30 промышленных предприятий.

Событием стал пуск Юзовского металлургического завода в октябре после почти четырехлетнего простоя. Это дало почти тысячу рабочих мест и увеличило оборот 70 смежных предприятий.

прокат, Юзовский металлургический завод, Донецк, ДНР(2018)|Фото: Юзовский метзавод

Всего за год промышленные предприятия ДНР реализовали продукцию в действующих ценах на 146 млрд рублей. При этом в текстильном производстве прирост наибольший – 1,8 раза, производстве неметаллической минеральной продукции – 1,6 раза, производстве, передаче и распределении электроэнергии – 41%, добыче каменного угля – 29%, изготовлении изделий из древесины, производстве бумаги – 25%, производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 24%, производстве мебели – 23%, производстве фармацевтических продуктов и препаратов – 21%. Наименьшим оказался прирост в ремонте и монтаже машин и оборудования (16%) и машиностроении (14%). Машиностроительный комплекс ДНР действительно находится в глубоком упадке.

В марте, правда, в Донецке на предприятии ООО "Донпромкабель" состоялся запуск нового производственного цеха по волочению катанки и скрутке голой и изолированных токопроводящих жил. Предприятие было основано как раз накануне войны и не законсервировало производство. Продукция используется как в промышленности, так и в быту. Сырьем для производства служит продукция, изготовленная на Донецком заводе алюминиевых профилей. По словам Грановского, министерство поможет заводу получить сертификат евразийского образца, чтобы выйти на внешний рынок. Однако завод небольшой, на нем работают всего 15 человек, и этот пример показывает общее состояние "точечного" роста промышленности: при большом относительном росте объемов производства основная масса населения в местном производстве не задействована, потому что оно имеет "точечный" характер. Поэтому общий рост экономики есть, а доходы населения минимальны. Очень большая часть трудоспособного населения или работает в России, или периодически выезжает в Россию, или как-то "завязана" на Россию.

Романюк ожидает, что в текущем году увеличится несырьевой экспорт, возрастут объемы поставок товаров более высокой степени переработки, особенно технически и технологически сложной продукции. Однако пока с этим очень большие проблемы. Евгении Орлов считает, что ДНР сильно зависит от денежной массы, что сдерживает и не дает развиваться.

"Кредитная система отсутствует. В долг бизнесу никто не дает. Соответственно, нужно просто морозить деньги, которых и так нет", – отмечает депутат.

О масштабах производства красноречиво говорят такие факты. В Донецке начали собирать автобусы марки "Донбасс" из комплектующих, которые производят в России. Задачу обновить автобусный парк республики поставил зампредседателя Совмина ДНР Александр Тимофеев. Выход новых автобусов на маршруты уже начался в Донецке. На днях десять "Донбассов" были переданы на баланс коммунального предприятия Новоазовска для обслуживания маршрутов районного и республиканского значения. Автобусы собираются на базе российских ПАЗ-3204. Этим занимается специальный цех ГП "Донецкий электрозавод". Однако, по словам директора завода Александра Швечикова, в месяц собираются около 15 машин. Это капля в море.

Также в Донецке началось производство трамваев. Этим занимается Донецкий электротехнический завод. Выпуск первых трамваев ожидается в самое ближайшее время. Но и здесь объемы производства невелики. Для Донецка новых трамваев заказано 10 штук. Пока же, по словам Грановского, мощности завода позволяют выпускать всего один трамвай за три месяца. В этих условиях сотни процентов роста производства не имеют существенного значения при таких объемах производства. Огромная масса трудоспособного населения никак не задействована в производстве, которое имеет минимальные объемы. Поэтому данные по безработице в ДНР просто не публикуются.

трамвай, ДНР(2018)|Фото: dan-news.info

Такая ситуация отражается на настрое абитуриентов, которые стараются держать нос по ветру. А последние годы он таков, что на технических специальностях наблюдается колоссальный недобор студентов. Например, Донецкий национальный технический университет, известный в советское время Донецкий политех, не набирает на технические специальности и половины студентов на бюджет, притом что для поступления достаточно просто подать документы. Платное обучение фактически существует только на заочном обучении. Конкурс как таковой давно отсутствует. Да и глупо конкурировать за поступление на те специальности, по которым потом не найти работы. В этих условиях с прошлого года в ДонНТУ массовые сокращения. Как сообщили Накануне.RU в вузе, общее число ставок уменьшилось почти в два раза. Это означает или увольнение половины сотрудников, или перевод их на половину ставки, а средняя зарплата доцента составляет всего около 12 тыс. руб.

Зато пользуются спросом гуманитарные направления: история, политология, филология, а также экономика и компьютерные науки. В приемной комиссии рассказали, что, по состоянию на 5 июля, в частности, на специальность "Менеджмент" было подано почти 100 заявлений при 20 бюджетных местах, "Экономика" - 85 (30), "Управление персоналом" - 47 (20). Подобные пропорции наблюдаются и на компьютерных специальностях, где конкурс составляет 2-3 человека на место. При этом вступительная кампания еще в самом разгаре. А вот на "производственные" специальности абитуриенты не идут: например, на "Металлургию" – два заявления (20 мест), "Теплоэнергетика и теплотехника" – пять (20), "Химическая технология" – четыре (10), "Технологические машины и оборудование" – 11 (17). Если учесть, что абитуриент может подавать заявление на несколько специальностей, то ситуации просто аховая. Абитуриенты своими заявлениями демонстрируют состояние промышленности ДНР.

Иная картина в Донецком национальном университете на гуманитарных специальностях. К примеру, "Психология", "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", "Телевидение" уже имеют почти в три раза больше заявлений, чем бюджетных мест, "Политология" – в четыре раза. Общее число поданных заявлений превышает госзаказ в 2,7 раза, а в ДонНТУ – в 1,7 раза, но за вычетом экономических и компьютерных специальностей заявлений меньше, чем бюджетных мест. Если учесть, что количество абитуриентов раза в два меньше числа заявлений, то картина вырисовывается очень печальная. И хотя вступительная кампания еще в разгаре, вторая ее половина всегда менее результативна. В этой связи возникают два закономерных вопроса: зачем абитуриенты "штурмуют" "престижные" специальности, ведь в таком количестве кому они нужны, и зачем государство делает заказ на "промышленные" специальности, если оно не в состоянии трудоустроить их выпускников? Но эти вопросы скорее риторические.

Конечно, планы у руководства республик большие. На днях и.о. главы ЛНР Леонид Пасечник заявил, что в ближайшем будущем планируется запустить патронный и вагоностроительный заводы, ищется возможность запустить авиаремонтный завод. В июне полный цикл производства восстановил Алчевский металлургический комбинат, который был запущен после почти годового простоя в конце прошлого года. И.о. ректора Донбасского государственного технического университета (Алчевск) Андрей Зинченко пообещал, что Алчевский меткомбинат трудоустроит всех выпускников нынешнего года по металлургическим специальностям. Однако каковы будут дальнейшие перспективы завода, да и всей промышленности Донбасса, зависит в большей степени от политических факторов. Тормозит развитие промышленности все тот же непризнанный статус республик.



Евгений Чернышёв