Аналитика


Леонид Шалимов: Разговоры про отставание в высоких технологиях – от лукавого
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Леонид Шалимов – генеральный директор НПО Автоматики (Екатеринбург) в 1997-2016 гг., член-корреспондент Академии инженерных наук им. Прохорова, специалист в области создания систем управления ракетных комплексов и космических аппаратов оценил в интервью Накануне.RU потенциал развития высоких технологий и сферы промышленной электроники в частности.

Вопрос: Леонид Николаевич, каков сегодня потенциал рынка электроники и электронных компонентов?

Леонид Шалимов: Из развивающихся предприятий, расположенных в Свердловской области и специализирующихся в приборостроении, отмечу АО "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" им. Яламова" [УОМЗ разрабатывает и производит оптико-электронные системы различного назначения, – прим. ред.]; ФГУП "Производственное объединение "Октябрь" [одно из крупнейших предприятий радиоэлектронного комплекса России по выпуску радиоэлектронной аппаратуры]; в малом и среднем бизнесе – научно-производственное предприятие "Горизонт" [профиль компании – разработка и производство средств автоматизации и их внедрение].

Исходя из запросов, основными долгосрочными потребителями в данной сфере можно рассматривать ОАО "Российские железные дороги" [РЖД], предприятия по добыче и транспортировке нефти и газа; сельскохозяйственное машиностроение, вплоть до "умного земледелия". При этом следует понимать, что сегодня электроника нужна в любой отрасли.

Вопрос: Развита ли кооперация среди этих предприятий?

Леонид Шалимов: Практика показывает: даже в рамках такой площадки, как Свердловская область, предприятия, что называется, "не дружат друг с другом". Для этого есть объективные причины, которые невозможно преодолеть, например, законы о госсзакупках, вынуждающие "гоняться за дешевизной" при заключении государственных и муниципальных контрактов. В итоге победителями порой становятся самые неожиданные компании, и с этим уже ничего не сделать.

Кроме того, объединиться с точки зрения кооперации разных отраслей, зачастую мешает позиция руководства компаний, у которого есть свои предпочтения в работе с поставщиками, в том числе зарубежными. Это – деятельность хозяйствующих субъектов, в которую, например, областное руководство не имеет права вмешиваться.

Вопрос: Тогда какие инициативы и с чьей стороны должны исходить по созданию комфортной среды для развития компании?

шалимов леонид николаевич генеральный директор фгуп нпо автоматики(2014)|Фото: Накануне.ru

Леонид Шалимов: Как один из вариантов преодоления такой ситуации можно рассматривать демпингование на этапе вхождения в рынок. То есть на первых порах и до определенного времени [целесообразно для предприятий] снижать цену на свою продукцию, чтобы максимально ее продвигать. И, безусловно, продукция должна быть высокого, если не высочайшего качества. Только так можно создать доброе имя и закрепиться на рынке. На первых порах следует довольствоваться малым, чтобы добиться большего.

У региональной власти в этом вопросе рычаги влияния минимальные. У самих предприятий здесь поле для деятельности куда шире. Необходимо постоянно изучать рынок, планомерно участвовать в выставках, встречаться на различных мероприятиях с потенциальными заказчиками. Я вспоминаю, например, когда Рэм Вяхирев, будучи главой "Газпрома", приезжал в Екатеринбург. Я ему показал наш [производства НПО Автоматики] прибор для газораспределительной станции. Он говорит: "Наверняка хуже, чем зарубежный!" А я в ответ: "Рэм Иванович, обижаете!" И тут же продемонстрировал ему готовый образец, который был гораздо лучше импортных аналогов. На предприятие "Уральские электровозы" мы зашли, когда показали им в присутствии губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и главы РЖД Владимира Якунина аппаратуру лучше, чем делают зарубежные компании. То есть мы зачастую делали нестандартные ходы, чтобы заполучить рынок, помня, что маркетинг – не только наука, а состояние души. И это не были экспромты – подготовка шла основательная.

Вопрос: Чья роль, на ваш взгляд, более весома для развития данной отрасли – мощных корпораций или среднего и малого бизнеса?

Леонид Шалимов: Отмечу, в этом бизнесе невозможно "играть" большими предприятиями, они по определению инертны. Появляющиеся на рынке ниши должен оперативно заполнять динамичный средний и малый бизнес. При этом крупные предприятия могут раскрывать для малых такие потенциальные ниши, а также помогать специалистами.

Вопрос: Кстати, о специалистах. Отток "мозгов" из региона не наблюдается?

Леонид Шалимов: Убежден, основное богатство Свердловской области – это люди, которые умеют делать уникальную продукцию и даже заглядывать в будущее. Практически любой прибор предприятия Свердловской области могут сделать самостоятельно. Разработчики такой продукции из нашего региона пока, к счастью, массово не уезжают.

Вопрос: Какие еще сильные стороны есть у свердловчан?

Леонид Шалимов: На Урале по-прежнему сильная наука, позволяющая вести изыскания на высочайшем уровне, в том числе применяя методы математического моделирования. Без такого моделирования развитие невозможно, а у нас это есть и широко практикуется.

система радиосвязи, ученые, новая разработка, УГГУ(2018)|Фото: Уральский государственный горный универститет

Еще одна наша сильная составляющая заключается в создании элементов приборостроения в, так называемых, дизайн-центрах: новых микросхем, модульных устройств для проектирования различной электронной техники. В Каменске-Уральском, например, есть такой центр – Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь". Это самое лучшее "радийное" предприятие в России. И когда кто-то говорит, что мы сильно отстали в высоких технологиях, это, как говорится, от лукавого. Не отстали!

Вопрос: Если все же вернуться к вопросу о роли регионального руководства. Вы сказали, что здесь у него, руководства, "рычаги влияния минимальные". Но и правительство, и губернатор активно продвигают Свердловскую область везде, где можно, вспомнить тот же "Иннопром".

Леонид Шалимов: На мой взгляд, руководство Свердловской области заняло взвешенную позицию при проведении промышленной политики. Оно не реагирует спонтанно на сиюминутные изменения конъюнктуры, а поэтапно и планово продвигается вперед. Это, считаю, правильный подход.

губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев(2018)|Фото: Накануне.RU

Хорошо, если бы топ-менеджеров ключевых промышленных предприятий Среднего Урала назначали при согласовании с областной властью. Раньше такая практика была. Я помню, когда меня назначали [гендиректором НПО Автоматики], окончательное решение было за региональным руководством. Это тоже немаловажный фактор, ведь от главы предприятия зависит очень многое. Тут никакие "розги" не помогут: если он не умеет работать, компания не добьется успеха.

Мне, например, помимо гособоронзаказа, нравилось заниматься гражданской продукцией. Потому что понимал: хочешь – не хочешь, но ты должен в линейке производства иметь "запасную" составляющую. Потому что госзаказ – это конъюнктура, он не вечен и может "обнулиться". И что тогда? Людей на улицу выставлять? Так что власть обязательно должна взаимодействовать с руководителями предприятия, в какой форме – другой вопрос. Может быть, помогать в поиске новых ниш на рынке. И директорам предприятий не надо ждать указаний сверху, необходимо самим думать, прогнозировать работу.

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы выхода нашей "электронной" отрасли на новые рынки, в том числе на зарубежные?

Леонид Шалимов: Я всегда говорю: прежде чем искать что-то за границей, надо завоевать собственный рынок. То, что можно реализовать в своей стране – это и платформа, и полигон. Здесь, у себя, надо в первую очередь создавать приборы и устройства, которые по своему качеству будут лучше зарубежных. В дальнейшем это станет фундаментом для экспорта.

Но нам не дают освоить собственный рынок! Совсем не правильно, когда зарубежные компании просто выдавливают отечественные предприятия с нашего же рынка. Многие наши корпорации просто игнорируют отечественного производителя. Таким образом, если нас нет на внутреннем рынке, о каком экспорте можно рассуждать! Поэтому высшему руководству государства, прежде чем ориентироваться на экспорт, надо дать возможность предприятиям занять ниши, которые есть внутри страны. Да, это протекционизм, но он в какой-то степени необходим.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU



Андрей Яловец