Соединённые Штаты продолжают разговаривать с миром языком силы.
Пакеты санкций, ограничений и запретительных тарифов вводятся в отношении не только государств, которые традиционно представлены американскому избирателю как "зло" – Китая, России и Ирана, но и, например, Евросоюза. При этом практически повсеместно такая политика встречает отпор – даже Германия, которую Дональд Трамп призывал не покупать российский газ, всё же начала укладку труб второй ветки "Северного потока".
Испорчены традиционно неплохие отношения с соседней Мексикой и с Турцией . Складывается впечатление, что нынешняя американская администрация готова поссориться буквально со всем миром во имя предвыборного лозунга "Америка превыше всего" (который в первую очередь имеет экономическое измерение). И реализуется этот лозунг вопреки мнению о том, что Трамп в американских элитах "один в поле воин".
Часто можно услышать, что агрессивная риторика Трампа объясняется выборами в Конгресс, которые пройдут осенью 2018 г. Также распространено мнение, будто американский президент зависим от Конгресса, который не даёт ему осуществить те или иные договорённости. При этом противостояние в американских элитах сводится к борьбе демократов и республиканцев. Однако последние доминируют в парламенте. Казалось бы, зачем Трампу в такой ситуации прилагать огромные усилия перед промежуточными выборами? Кто ведёт внутриэлитную борьбу против действующего американского президента?
Первый вопрос связан со значением самих выборов – в России их даже порою ошибочно называют "довыборами", в результате чего становится совершенно непонятна их значимость. Американист, кандидат исторических наук Андрей Шенин в беседе с корреспондентом Накануне.RU напоминает, что выборы в Конгресс проходят раз в четыре года, а через два года между ними проходят промежуточные. В ноябре полностью переизбирается нижняя палата Конгресса США – Палата представителей, а также 33 сенатора из 100. Сейчас доминируют все равно республиканцы, но если предположить, что массово победят демократы – это, как отмечает эксперт, будет означать, что политика Трампа не нравится избирателям, и надо либо менять политику, либо Трампа.
Относительно влияния политики Трампа на ситуацию в самих США существуют два прямо противоположных мнения – согласно первому, нынешнему президенту всё же удаётся сделать Америку "снова великой", а протекционистские меры, пусть и не сразу, но помогут обеспечить занятость и экономический рост в стране. Оппоненты нынешнего хозяина Белого Дома, напротив, указывают на некомпетентность экономической команды в американском руководстве и считают, что большинство населения США не поддерживает торговую войну с Китаем.
Андрей Шенин считает, что агрессивная тактика Трампа работает. На консервативных каналах (FoxNews, особенно) регулярно крутят сравнения с Бараком Обамой, указывая, что при Трампе и работы стало больше, и доходы выше, и долги снижаются, и налоговую реформу власти провели. Однако эксперт обращает внимание на то, что основой данных результатов могли стать не действия Трампа, а накопленный эффект от политики Обамы. Тем не менее, действующая администрация приписывает эти заслуги себе, и остаётся наблюдать и ждать, пока американцам придут налоговые платежки с новыми цифрами.
"В то же время ряд проблем складывался в американской экономике десятилетиями, – рассказал Накануне.RU журналист Константин Сёмин, – например, тот же торговый дефицит во внешней торговле США возник задолго до Трампа и вряд ли может быть устранён быстро и безболезненно. Противоречия внутри американской элиты отражают нарастание глобального экономического кризиса – но он не закончился. Системные, глобальные проблемы американской экономики не разрешены, несмотря на бешеный рост индексов и относительный рост ВВП, противоречия внутри американской системы продолжают её разрывать и они становятся всё менее терпимы для всех участников банкета. Поэтому эти участники переходят к активным боевым действиям друг против друга".
С другой стороны, многие неурядицы в политической жизни страны связаны и с личностью нынешнего президента США, и с его эксцентричным поведением. Даже многие соратники по Республиканской партии считали Трампа маргиналом. Его противники и вовсе с первых дней после выборов занялись поиском возможных оснований для импичмента, среди которых наиболее известным стало обвинение в "российском вмешательстве в выборы". Согласно расхожему мнению, с одной стороны, Трамп – импульсивный лидер, с другой – в принятии решений он связан решениями Конгресса.
Андрей Шенин обращает внимание на то, что разногласия внутри американской элиты куда сложнее, нежели противостояние между двумя партиями: "В целом – в американском истеблишменте есть много группировок со своими взглядами\спонсорами\желаниями. У нас обычно вспоминают Республиканцы\Демократы или, если идут глубже – неолибералов и неоконсерваторов, а их там куда больше – минимум семь".
На фоне продолжающейся предвыборной борьбы, СМИ сообщили об аресте одного из сторонников Дональда Трампа – конгрессмена Криса Коллинза. Формально политик задержан за мошенничество, однако это может быть тревожным звонком для республиканцев.
Как считает Константин Сёмин, на нынешнем витке политической борьбы дело вполне может дойти до импичмента, однако сами по себе предстоящие выборы вряд ли способны резко поменять соотношение сил на Капитолийском холме и, соответственно, развязать руки Конгрессу, чтобы расправиться с Трампом. При этом на местном уровне происходят совершенно необычные для американской политической системы вещи – на региональных выборах, там где были очень сильны позиции республиканцев, вдруг одерживают победу даже не демократы, а самые левые из демократов, в том числе люди, называющие себя социалистами.
Таким образом, у Конгресса есть шансы остаться республиканским, а Трамп может избежать импичмента и даже переизбраться на второй срок. Но в таком случае, отмечает Андрей Шенин, его может настичь "проклятие второго срока", при котором дела идут всё хуже и хуже, как это было у всех переизбравшихся американских президентов – Джорджа Вашингтона, Вудро Вильсона, Гарри Трумана, Ричарда Никсона, Рональда Рейгана, Джорджа Буша-мл.
Однако уже сейчас, по сути дела, сложилась редкая ситуация, может быть, наблюдавшаяся перед Второй мировой войной, когда к власти в Штатах пришёл конгломерат наиболее агрессивных военных и представителей спецслужб и крупного капитала.
"Это ещё не может называться хунтой в полном смысле этого слова, но это самое реакционное, самое агрессивное, самое шовинистическое и самое милитаристское правительство, которое у Америки было за последние лет 30. Даже рейгановский кабинет не может сравниться с тем, что произошло при Трампе. У него, по-моему, до сих пор, четыре генерала в ближайшем окружении. Это военные и крупный капитал. Это очень тревожный сигнал, потому что он должен напоминать нам о том, как развивались события в Европе и в мире перед двумя мировыми войнами", – подчеркнул Константин Сёмин.