Аналитика


Это вам не мундиаль: как российские болельщики ходят на футбол после ЧМ-2018
Спорт | Свердловская область | Уральский ФО | В России | За рубежом

Месяц назад в России завершился чемпионат мира по футболу, который многие болельщики и эксперты без преувеличения назвали лучшим в истории. Отчасти это действительно так: яркие матчи, неожиданные результаты, провал некоторых фаворитов, драматичный финал... Перечислять можно долго. Одной из "изюминок" мундиаля стали красавцы-стадионы, многие из которых были построены специально к турниру. И практически на любом матче ЧМ-2018 был аншлаг, разве что в начале немного отставал Екатеринбург. Но болельщики со всего мира уехали домой, а в России стартовали внутренние чемпионаты. Корреспондент Накануне.RU решил выяснить, как обстоят дела с заполняемостью арен, на поля которых еще совсем недавно выходили суперзвезды мирового футбола.

Примечание: данные по вместимости стадионов взяты с официального сайта чемпионата мира. Данные по посещаемости конкретных матчей - с официальных сайтов российских клубов.

Коллаж, кубок мира, пустые трибуны, наследие ЧМ, РПЛ(2023)|Фото: Накануне.RU

"Лужники" (Москва)

Хозяин: сборная России

Вместимость: 81 тыс. зрителей

После финальной игры мундиаля, в которой сборная Франции победила команду Хорватии, главная футбольная арена страны матчей не принимала. И, судя по анонсированным встречам сборной России в этом году, в "Лужниках" их больше не будет - национальная команда отправится "осваивать" арены в Сочи, Калининграде и Ростове.

Стадион "Спартак"

Клуб-хозяин: "Спартак Москва"

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В новом сезоне Российской Премьер-лиги "красно-белые" провели на родном стадионе два матча - против "Анжи" и "Оренбурга", выиграв оба с одинаковым счетом 1:0. В первом случае, согласно данным официального сайта "Спартака", на трибуны пришли 27 тыс. 856 зрителей, во втором - 36 тыс. 372. Понятно, что соперники далеко не топовые, но можно быть абсолютно уверенным, что на дерби с ЦСКА или сверхпринципиальном матче с "Зенитом" на стадионе обязательно будет аншлаг. Возможно, свободных мест не будет уже сегодня вечером - москвичи бьются с греческим ПАОК за попадание в Лигу чемпионов, и поддержка своих болельщиков им очень понадобится.

Стадион "Санкт-Петербург"

Клуб-хозяин: "Зенит"

Вместимость: 65 тыс. зрителей

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Питерский клуб на старте нового сезона провел два матча на выезде. Единственной на данный момент домашней игрой в чемпионате стала встреча 2-го тура против тульского "Арсенала" (1:0). По официальным данным, на ней было 47 тыс. 4 зрителя. Если учесть, что соперник питерцев - крепкий середняк, результат можно считать достаточно неплохим. Полный стадион должен быть уже 2 сентября, когда в Петербург пожалует московский "Спартак".

"Казань-Арена"

Клуб-хозяин: "Рубин".

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Казанский клуб сыграл дома два матча нового чемпионата - победил "Краснодар" (2:1) и уступил "Зениту" (0:1). На матче с "быками" команду поддерживали 13 тыс. 884 зрителя (по данным сайта "Краснодара", на сайте "Рубина" данных по посещаемости этой игры нет, - прим.), а на игре с питерцами футболистов гнали вперед 23 тыс. 840 болельщиков. Видно, что посещаемость постепенно растет, но до аншлага команде Курбана Бердыева пока еще очень далеко.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Фишт" (Сочи)

Клуб-хозяин: -

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Германия - Мексика, Кубок Конфедераций, стадион Фишт, Сочи(2017)|Фото: fifa.com

Приняв шесть матчей ЧМ-2018 (четыре встречи группового этапа и две плей-офф), арена пока пустует. Дело в том, что домашнего клуба у "Фишта" нет, а местный ФК "Сочи" играет на Центральном стадионе имени Славы Метревели (на нижнем фото). О том, как использовать наследие чемпионата в городе-курорте, еще предстоит хорошо подумать. Время есть до 2024 года, когда стадионы ЧМ-2018 должны выйти на самоокупаемость - именно такое поручение на днях дал президент России Владимир Путин.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Екатеринбург-Арена"

Клуб-хозяин: "Урал"

Вместимость: 35 тыс. зрителей

матч Мексика-Швеция(2018)|Фото: Накануне.RU

Волей календаря уральцам выпало играть сразу три матча подряд на своей арене. Однако в каждом случае посещаемость оставляла желать лучшего. И если в матче с "Анжи" (0:1) все объяснили статусом соперника, трудностями с билетами и хорошей погодой, отправившей екатеринбуржцев за город, то в играх с "Краснодаром" (1:2) и "Динамо" (1:1) посещаемость хотя и выросла, но не намного. Цифры таковы: игра с махачкалинцами собрала 17 тыс. 126 зрителей, с краснодарцами - уже 20 тыс. 326, но с москвичами - 16 тыс. 271. Вероятно, в последнем случае на посещаемость повлияло то, что матч проходил вечером пятницы, и болельщики предпочли посмотреть эту игру в барах, а не на стадионе. Эксперты же полагают, что зрители на "Екатеринбург-Арену" еще придут - но для этого "Уралу" нужно набирать очки и показывать качественный футбол.

билборд накануне(2007)|Фото: Накануне.RU

"Волгоград-Арена"

Клуб-хозяин: "Ротор"

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Некогда сильный волгоградский "Ротор", ныне выступающий в Футбольной национальной лиге, в новом сезоне провел два домашних матча - против "Луча" (1:0) и "Сочи" (1:1). Игру с клубом из Владивостока посетили 30 тыс. 611 зрителей, а с южанами - 25 тыс. 725 человек. Для ФНЛ цифры очень хорошие, вот только клуб не спешит радовать своих болельщиков, пока находясь "в подвале" таблицы.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Стадион "Калининград"

Клуб-хозяин: "Балтика"

Вместимость: 35 тыс. зрителей

"Балтика", которая также выступает во втором по силе российском дивизионе, пока в основном играет на выезде - в Калининграде прошли матчи с "Тамбовом" (1:2) и "Сочи" (2:2). На первую игру на стадион подтянулись 10 тыс. 456 поклонников футбола, а на вторую - 9 тыс. 685. Клуб изо всех сил борется за выживание, пока не одержав ни одной победы в новом сезоне. Хочется верить, что придут победы - придут и болельщики.

Стадион "Нижний Новгород"

Клуб-хозяин: "Нижний Новгород" (экс-"Олимпиец")

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Клуб, сменивший название этим летом - еще один участник ФНЛ. На новенькой арене команда провела три матча - против "Тюмени" (2:1), "Чертаново" (2:1) и "Луча" (0:0). Яркий пример, как посещаемость растет благодаря хорошим результатам: если на первые две игры пришли 18 тыс. и 14 тыс. 915 зрителей соответственно, то третий матч собрал уже 28 тыс. 435 любителей футбола. И хотя до аншлага пока далеко, клубу есть, куда стремиться - сейчас "Нижний Новгород" является одним из лидеров ФНЛ и в этом сезоне вполне может побороться за Премьер-лигу.

"Ростов-Арена"

Клуб-хозяин: "Ростов"

Вместимость: 45 тыс. зрителей

28 июля, 1 тур РФПЛ, Ростов - Ахмат 1-0, зрители - 27 975 человек(2018)|Фото: fc-rostov.ru

О том, как в Ростове любят футбол, весь мир узнал задолго до ЧМ-2018 - когда клуб выступал в еврокубках и принимал еще на "Олимпе 2" "Баварию", "Атлетико" и "МЮ", стадион буквально ломился от зрителей, а не меньшее число жаждало попасть на трибуны. Но европейская сказка закончилась, команда переехала на новую домашнюю арену, прошел чемпионат мира. Что с посещаемостью сейчас? Игру с "Ахматом" (1:0) посетили 27 тыс. 900 болельщиков. А вот по недавнему матчу с "Крыльями Советов" (0:1) официальных данных на сайте ростовчан нет. По информации портала самарского клуба, на трибунах было 30 тыс. 986 зрителей. Сейчас "Ростов" расположился в зоне еврокубков, и Валерию Карпину предстоит еще много работы, чтобы удержать эти позиции.

28 июля, 1 тур РФПЛ, Ростов - Ахмат 1-0, зрители - 27 975 человек(2018)|Фото: fc-rostov.ru

"Самара-Арена"

Клуб-хозяин: "Крылья Советов"

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вернувшиеся в этом сезоне в РПЛ "крылышки" сыграли две игры на "Самара-Арене" - удержали ничью с ЦСКА (0:0) и уступили "Оренбургу" (0:3). В первом случае за игрой наблюдали 39 тыс. 137 зрителей - не аншлаг, но по сравнению с другими аренами, показатель весьма достойный. Второй матч собрал куда меньше - 22 тыс. 930 человек. В это воскресенье в Самару приедет действующий чемпион - московский "Локомотив". Так что вполне вероятно, что посещаемость матча с армейцами удастся превзойти уже совсем скоро.

"Мордовия-Арена"

Клуб-хозяин: "Мордовия"

Вместимость: 45 тыс. зрителей

Наконец, еще один представитель ФНЛ "Мордовия" пока провела на доставшемся в наследство от ЧМ стадионе три игры: боевая ничья с "Нижним Новгородом" (2:2), поражение от "Краснодара-2" (1:2) и разгром "Сибири" (3:0). Стартовый матч собрал на трибунах 26 тыс. 564 болельщика и стал самым посещаемым в первом туре, на вторую игру пришли 24 тыс. 976 зрителей, на третью - 25 тыс. 27 поклонников мяча. Как видно, на футбол в Саранске ходят охотно. Осталось чтобы команда, которая находится сейчас в самой середине таблицы, не подвела своих болельщиков.

коллаж, Тимофей Калачев, Абель Эрнандес, кубок мира, пустые трибуны, РФПЛ(2018)|Фото: Накануне.RU

Мнение: Владимир, болельщик ФК "Урал" и сборной России

То, что после завершения чемпионата мира посещаемость на стадионах будет не такой, как во время мундиаля, было вполне ожидаемо. Что говорить: одно дело, когда на поле выходят Поль Погба, Харри Кейн или Эден Азар и сражаются друг с другом, и другое - когда приезжает команда, едва сводящая концы с концами. А если еще и клуб, за который ты болеешь, не показывает достойной игры... Все это самым прямым образом влияет на заполняемость трибун. Плюс продолжается лето, и пока погода благоприятная, многие любители футбола предпочитают проводить выходные за городом. Возможно, осенью посещаемость немного увеличится, но ближе к первым холодам, увы, снова упадет. Да и по стартовым турам российского чемпионата не сказать, что кто-то из команд показывает качественную игру. Определенные трудности есть даже у чемпиона - "Локомотива", который в трех первых турах не забил ни одного мяча, что уж говорить об остальных?

Как будет дальше - посмотрим. Как бы банально это не звучало, все в руках самих клубов. Если игроки будут стараться, а руководство команд придумает способы, как завлечь болельщика на стадион, будь то разные конкурсы или интересная развлекательная программа - вполне может быть, что мы еще вспомним праздник футбола, который был на российских аренах этим летом.



Артем Малянов