Аналитика


"Все сидят на кухне"
Политика | Центральный ФО | В России

На 2 сентября намечена новая всероссийская акция против повышения пенсионного возраста. Митинг КПРФ 28 июля стал, мягко говоря, не самой удачной акцией в Москве, однако значительное число людей партии удалось вывести в регионах.

При этом КПРФ проталкивает идею проведения референдума по этой проблеме, однако инициативу перехватывают некие "организации-спойлеры".

Куда движется протест против пенсионной "реформы"? Корреспондент Накануне.RU встретился с членом президиума КПРФ и секретарем ЦК Сергеем Обуховым, чтобы подвести итоги горячего протестного лета.

(2018)|Фото: Накануне.RU

Что происходит с референдумом? Будет ли он, на какой стадии его подготовка? Даже некоторые "единороссы" начали регистрировать в ЦИК инициативные группы для сбора подписей. Что вообще творится?

— Мы столкнулись с наперстничеством партии власти. То возникают какие-то мифические группы вроде "Народного фронта", депутаты которого голосовали за "реформу", и регистрируют в регионах подгруппы раньше нас, то появляются некие "Многодетные матери "Единой России", которые сейчас по всей стране шагают. Все они при этом регистрируются на полчаса раньше, на час. Чистый мухлеж администрации [президента] и ЦИК. Пока только две наши группы зарегистрированы в ЦИК официально. Собрания же провели более 20 групп. Заявки поданы от 52 групп. Мы рассчитываем, что сумеем провести собрания групп не менее чем в 50-60 регионах.

Надо понимать, что такое собрания. Каждое из них нотариально фиксируется. Это огромная юридическая работа, а также и финансовая, поэтому очень любопытно, как "Многодетным матерям "Единой России" удалось собрать сотни тысяч рублей на нотариальные услуги и аренду помещений. Впрочем, это их дело.

Мы же в любом случае продолжаем собирать подписи, собираем группы, пытаемся их зарегистрировать. Также выявляем фальсификации в тех группах, которые регистрируются раньше наших, и будем подавать по этим фактам заявления в суд. После того, как мы проведем собрания региональных групп, мы предложим нашим оппонентам объединиться. Вот тогда и посмотрим, кто за референдум, а кто против. Ведь больших различий по вопросам референдума между нами и группами оппонентов нет.

Мы просто понимаем, что эти группы создаются для слива и бойкота референдума. Если же они согласятся работать с нами, мы даже готовы собрать подписи за них.

База у нас есть, несколько миллионов граждан поставили свои подписи за формулировку КПРФ. Нам есть к кому обращаться.

Но есть же и другие союзники? Например, в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), вроде бы, были не против референдума, почему бы не скооперироваться с ними, там тоже огромная база и навык сбора подписей?

— Как с ними кооперироваться, если они уже против референдума? С ними поработал Исаев (депутат ГД от "Единой России", первый зампред ФНПР Андрей Исаев, – прим. Накануне.RU). Были за, но теперь против.

Глава ФНПР Шмаков заявил на слушаниях в Госдуме, что они против референдума.

Давайте поговорим о региональных выборах. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть отказался от участия в выборах, в Омске коммунисты вдруг не стали бороться с кандидатом от "Справедливой России", в Иркутске все как-то ни шатко ни валко. Появились версии, что КПРФ сливает "Новый красный пояс".

— В Иркутске как раз самая активная и креативная кампания. Там поставлена задача взять большинство в заксобрании.

Хорошо, Иркутск в порядке, но остальной "Новый красный пояс"?

— Можно я не буду комментировать?

Судя по вашей протестной активности из-за повышения пенсионного возраста, КПРФ все больше идет в интернет. Правда, что в этом и в том году вы курировали партийную работу в соцсетях?

— Уже нет.

Но занимались же? Выборы Грудинина...

— Нет, не занимался.

Но у вас же на странице в соцсетях постоянно рассказывается о мастер-классах для молодых политтехнологов, а один из самых популярных телеграм-каналов о КПРФ "ОбуховPRO" разве не вашу фамилию носит?

— Это все так, но… Знаете, ключевые проблемы КПРФ в соцсетях – отсутствие бюджета и недостаток креатива. Я пока не могу убедить руководство произвести перераспределение ресурсов в сторону соцсетей.

(2018)|Фото: Накануне.RU

А разговоры такие ведутся?

— Не то что ведутся, а идут постоянно. Соцсети – это все равно затратная область, а пока отношение к ней будет факультативное, ничего там получаться не будет.

Да, соцсети – это для молодых, вот и молодые комсомольцы там себе "играются", так?

— Да-да. Они и "играются". Есть ветер – они [соцсети] поднимаются. Нет ветра – не поднимаются. Но любая активность должна стимулироваться. Каково снабжение – таково скольжение.

И, все же, вы лукавите, когда говорите, что никогда не отвечали в КПРФ за соцсети, разве нет? Ведь один из самых известных блогеров КПРФ, ведущий "Красного политобзора" он же из Краснодара? Как он с вами связан?

— Нет, это не секрет, что он бывший мой помощник. Теперь я, как могу, помогаю ему. Я думаю, что жизнь заставит нашу партию идти в соцсети. Пока моя точка зрения в меньшинстве.

А почему вы просто не выступите и не скажете: смотрите, как наши противники-либералы активны в соцсетях, чего мы сидим на месте?

— Такие бюджеты, какие есть там, нам и не снились. Когда мне говорят, давайте сравним сайт "Эхо Москвы" и сравним сайт КПРФ, то что получается? Это значит, сайт КПРФ, в котором два работника и пол-дизайнера, мы сравним с сайтом, который финансируется "Газпромом".

Нужны мозги, авторы и так далее. Пока не будет сдвига в понимании у партийного аппарата, и подвижек не будет. Жизнь, вы правы, заставляет, но руководство пока еще раздумывает.

А что у вас с митингом 2 сентября?

— Приглашаем всех. Всем будем рады. Любопытно другое, что с нами заявились вместе две какие-то мифические группы.

Что это за группы?

— А в том-то и дело, что это какая-то большая тайна. Мы не можем никак понять, кто это еще собрался проводить митинг.

Митинг против повышения пенсионного возраста, Москва, проспект Сахарова(2018)|Фото: Накануне.RU

А вы с кем собираетесь выходить?

— Пока традиционный набор союзников. От нескольких профсоюзов, до "Надежды России", "Русского лада", "Детей войны", это организации, которые с нами традиционно сотрудничают.

Пора подводить итоги этого горячего лета

— Да какое оно горячее…

Но повестка же мощная?

— Повестка-то мощная, но все сидят на кухне, и ситуация пока не выходит за рамки кухонного противостояния.

Может быть, это правильно? Люди не хотят протестовать, а хотят, чтобы депутаты сами все сделали?

— Это тоже есть, но так политика не делается. Так ничего не выйдет.

В регионах нет ощущения, что КПРФ что-то делает, чтобы выводить людей на улицы. Мол, люди готовы выходить, а это депутаты пытаются вести себя аккуратно.

— Я не соглашусь, потому что я столько лично сам организовал в Краснодаре акций, и знаю, какой это огромный труд. Ключевой момент в том, что у нас общество атомизировано. Наступила полная победа потребительского общества. Кто у нас на Западе основные возмутители спокойствия? Профсоюзы. У нас как таковой профсоюзной организации не существует. Мобилизация компартий в других странах идет от профсоюзов. Мы в этом отношении – уникальны. У КПРФ нет в основе никакого профсоюза. Вот в чем дело.

Вот мы опять вернулись к профсоюзам и ФНПР, которая против референдума и, кстати, не получала приглашения от КПРФ вместе организовать акцию 28 июля. А почему КПРФ свои собственные профсоюзы не создает?

— Я участвовал в трех проектах по созданию независимых профсоюзов. В последний раз я ездил, чтобы с помощью своего депутатского статуса спасти профсоюз угольных рабочих в Якутии. Расправляются мгновенно. Чтобы профсоюз действовал и был зарегистрирован, он должен собрать немалую долю работающих на предприятии. Официальные профсоюзы не дают набрать необходимую долю членской массы, чтобы оформить свое существование.

У нас же есть 10-11 депутатов от профсоюзов в Госдуме

— А что толку? Прикормленная структура, которая сидит на собственности ФНПР. Они все в "Единой России" и все проголосовали за пенсионную "реформу". Власть вместе с ФНПР лежит на профсоюзном движении, чтобы не было независимых профсоюзов и независимой организации.

По самоорганизации мы сейчас находимся на уровне конца XIX века.

(2018)|Фото: Накануне.RU



Иван Зуев