Аналитика


Итоги "непарламентских": ситуативный протест и запрос на "партию регионов"
Политика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Сибирский ФО | В России

Прошедшие 9 сентября выборы "окрестили" высококонкурентными. В Администрации президента отмечают, что одним из доказательств этого служат и результаты непарламентских партий в регионах. Отметим, после президентских выборов в кулуарах и даже с трибуны Госдумы звучали идеи о переформатировании политической системы на "двухпартийную", однако непонятно, как проявившийся в ходе этого голосования тренд, работающий на расширение спектра, может быть вписан в эти планы. Эксперты оценили результаты "малых" партий и их перспективы. Подробности – в материале Накануне.RU.

На этих выборах неплохие результаты показали партии, традиционно считающиеся "спойлерами". Так, "Коммунисты" России" прошли в представительные органы Хакасии (8,01%), Ярославской (6,63%), Ульяновской областей (5,83%), Ненецкого автономного округа и Ростовской области (около 5%), "Коммунистическая партия социальной справедливости" проходит в заксобрание Владимирской области (6,14%). "Партия пенсионеров России" прошла в региональный парламент Забайкальского края (6,15%), а "Российская партия пенсионеров за справедливость" "набрала вес" в Смоленской области. По итогам ряда муниципальных кампаний неплохо выступила и "Партия роста", которая прошла в Совет депутатов города Озеры в Московской области с результатом 8,46%.

Такие итоги, как отмечают в Агентстве политических и экономических коммуникаций, отнюдь не означают, что "малые" партии могут создать серьезную угрозу для парламентских сил. Но, по мнению политологов, к ним, вероятно, будут присматриваться большие игроки при подготовке к Единому дню голосования-2019.

Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов считает успех непарламентских партий на этих выборах "ситуативным". "Сейчас трудно говорить о том, как повторится он в 2019 году, что будет с этими непарламентскими партиями, если "Единая Россия" серьезно разыграет праймериз, развернувшись к этой части элиты. Не исключено, что именно так и произойдет", – сказал он в комментарии Накануне.RU.

По его мнению, эти результаты не свидетельствуют о появлении какого-то нового тренда. Он также скептически оценил возможности "непарламентских" стать "базой" для формирования единой влиятельной политической силы.

"С трудом представляю, что те коалиции, которые гипотетически можно создать на основе новых относительных победителей от этих непарламентских партий, могут стать основой второй партии, по силе и влиянию сопоставимой с "Единой Россией", – считает политолог. Перспективы создания в России двухпартийной системы в целом он оценивает как маловероятные.

Неосуществимыми в нынешней ситуации "планы" Администрации президента (или отдельных ее представителей) по созданию двухпартийной системы считает и секретарь Федерального Совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин.

При этом он подчеркнул, что итоги малых партий на выборах 9 сентября подняли на новый уровень остроты вопрос политической конкуренции. Он не исключает, что наиболее сильные из них "будут выкристаллизовываться" в процессе политической конкуренции и в перспективе как раз могут составить конкуренцию мэтрам в политике.

"Успех малых партий на выборах, как правильно было подмечено, это двойной протест. Протестное голосование не только против партии власти, но и против парламентской оппозиции, с одной стороны. С другой стороны, из малых партий получаются большие. Вопрос в том, насколько так называемые малые партии будут вести текущую работу, привлекать в свои ряды узнаваемых политиков. Если партии будут работать и активно заниматься работой в регионах, партийным строительством, выстраиванием отношений с региональными элитами, то не вижу никаких проблем, чтобы они составили конкуренцию нынешним политическим тяжеловесам", – прокомментировал он.

Алексей Лапушкин отмечает, что не все из действующих непарламентских партий являются жизнеспособными – "кто-то в процессе может присоединиться к кому-то, кто-то прекратит свое существование и закроется, и это нормальная ситуация". Перспективы тех, кто уже показал результат, будут зависеть от дальнейшего распоряжения ими полученным ресурсом, считает политик.

"Если кто-нибудь пять лет назад сказал, что "Партия Дела" начнет превращаться в серьезную политическую силу на федеральном уровне, многие эксперты бы посмеялись. Но тем не менее, пусть пока первый региональный депутат, но у партии в этом году появился. За первым идет второй, третий, четвертый, так же, как в свое время появились несколько депутатов на Сахалине. Из малого рождается большое", – добавил он.

В регионах кампания кампании рознь, и "Партия Дела" столкнулась с жесточайшим административным давлением в Забайкальском крае, где в парламент смогла пройти, как уже упоминалось, "Партия пенсионеров России", которую многие эксперты расценивают как очередной спойлер КПРФ. По сомнительным основаниям был снят весь список "Партии Дела", собравшей сильных кандидатов и имевшей большие шансы создать фракцию в заксобрании.

В свою очередь политолог Максим Жаров говорит о запросе на еще одну крупную политическую силу. Однако он выразил мнение, что вклад непарламентских партий, особенно откровенных "спойлеров", в этом процессе будет незначительный.

"Мы видим, в Ярославской области "Парнас" вылетел фактически с выборов, по своей вине, по безалаберности, неаккуратности и несоблюдению необходимых процедур. Что касается партий-"спойлеров" типа КПСС, "Коммунистов России", то они не имеют ярких лидеров, у них нет ярко выраженной идеологии. Это медийно-ситуативные проекты, которые связаны с необходимостью спойлинга против КПРФ. Как только такая необходимость пропадает, эти партии никому не нужны и неинтересны", – прокомментировал он.

Поддерживая идею о переформатировании партийной системы, Жаров подчеркивает, что важным шагом здесь может стать создание "Партии регионов".

"Как в 1999 году был блок "Отечество - Вся Россия", который объединял региональные элиты, а блок "Единство" отражал позицию федеральной элиты. Была жесткая конкуренция на выборах 1999 года. Мне кажется, для того, чтобы "Единая Россия" сегодня сохранялась, как партия власти, ей нужна мощная региональная оппозиция, то есть единое партийное представительство региональных элит, которые могли бы через эту партию транслировать свое мнение по поводу происходящего в субъектах и в стране в целом. Фактически это должна быть "Партия регионов", – отметил политолог.

По его словам, такая партия должна обеспечивать "прохождение мнения людей до федерального центра".