Аналитика


Потепление отношений двух Корей продолжается, но этому будут мешать США
Политика | За рубежом

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин посетил с визитом Пхеньян. Это уже не первый визит главы Республики Корея в КНДР, ещё в 2000 г. с Ким Чен Иром встречался Ким Дэ Чжун, а в 2007 г. – Но Му Хён. Однако сейчас визит происходит на фоне потепления отношений между двумя корейскими государствами и объявленной готовности КНДР отказаться от ядерного оружия.

Вместе с Мун Чжэ Ином в Пхеньян направилась представительная делегация из 200 человек. Первая встреча Муна и Кима состоялась в апреле в селении Пханмунчжом на демаркационной линии, где в 1953 г. было подписано перемирие, приостановившее Корейскую войну. На этот раз важным символическим шагом стало посещение южнокорейским лидером горы Пэктусан.

Это высочайшая на Корейском полуострове точка, которая имеет важное, практически сакральное значение для всех корейцев. В КНДР, согласно официальной версии, у подножья этой горы в партизанском лагере родился второй руководитель республики Ким Чен Ир. Нынешний глава государства Ким Чен Ын, как сообщает The Korea Herald, посещает гору перед ответственными мероприятиями, в частности, так было перед отправкой делегации на Олимпийские игры в Пхёнчхан или пятыми ядерными испытаниями в 2016 г.

Мун Чжэ Ин – уже третий президент Республики Корея, посетивший КНДР, однако никому из его предшественников не доводилось подняться на гору Пэктусан. Желание посетить священную гору он высказал во время апрельской встречи с Ким Чен Ыном в Пханмунчжоме. Сообщается, что из Пхеньяна на север КНДР южнокорейский лидер вылетел спецрейсом северокорейской авиакомпании Air Koryo, а на вершину Пэктусана главы РК и КНДР отправились в одной кабине фуникулёра.

Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин едут в фуникулёре на Пэктусан(2018)|Фото: www.koreatimes.co.kr

Научный сотрудник Центра Азии и АТР РИСИ Роман Лобов рассказал Накануне.RU, что многие положения Пхеньянской декларации, заключённой по итогам нынешнего визита, во многом перекликаются с содержанием ранее принятых документов, включая Пханмунчжомскую декларацию 27 апреля. Это вызвано тем, что во взаимоотношениях Севера и Юга хватает неурегулированных вопросов, даже если выносить за скобки денуклеаризацию полуострова.

Эксперт отметил, что первая глава документа посвящена мерам по снижению военной напряженности на полуострове.

Кроме того, в дополнение к Пхеньянской совместной декларации министры обороны КНДР и Республики Корея подписали соглашение, предусматривающее снижение военной напряженности на полуострове и предотвращение случайных военных столкновений.

Роман Лобов обращает внимание на то, что соглашение развивает достигнутые еще в Пханмунчжоме договоренности. Главным положением этого документа является установление 10-километровой буферной зоны вдоль сухопутной границы, в которой запрещены артиллерийские стрельбы и военные учения. Такая же демилитаризованная зона устанавливается и в спорных водах в Желтом море.

Стороны обязались до конца года вывести из ДМЗ по 11 постов охраны с каждой стороны. Кроме того, в планах возобновление работы межкорейского военного комитета. Он будет заниматься мониторингом процесса выполнения этих договоренностей для предотвращения случайных военных столкновений. Это важно, поскольку в последние годы существенно возросла вероятность начала вооруженного конфликта из-за случайного происшествия, которого могло бы быть истолковано сторонами как сознательная провокация.

Стороны постановили приступить с 1 апреля следующего года к разминированию участка демилитаризованной зоны. Таким образом, Пхеньяну и Сеулу удалось добиться реального прогресса по пункту, обсуждающемуся с 1972 года.

Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин с жёнами на вершине горы Пэктусан(2018)|Фото: http://english.yonhapnews.co.kr

Второй раздел затрагивает расширение сотрудничества по широкому кругу вопросов: от соединения железных и автомобильных дорог до сотрудничества в области здравоохранения.

Отдельный раздел касается наболевшего вопроса о возобновлении полноформатного экономического сотрудничества между Севером и Югом. Однако в данном случае сделана оговорка, что и восстановление деятельности Кэсонского промышленного комплекса и перезапуск туристической зоны в Кымгансане возможно после изменения политической ситуации. То есть, представители южнокорейской стороны в очередной раз констатировали, что на текущем этапе возобновление экономического сотрудничества попросту невозможно.

Виной тому позиция США, которые ревностно отслеживают исполнение буквы закона в части антипхеньянских санкций. Напомним, что из-за позиции Вашингтона был затянут вопрос об организации офиса оперативной связи между Севером и Югом, размещенном в Кэсоне. Южнокорейской стороне пришлось очень долго объяснять и доказывать, что факт поставок электроэнергии для работы офиса связи не является нарушением санкций.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Традиционно зашла речь и о ядерном разоружении. Причём, поступающая информация заставила предположить, что "безъядерная Корея уже близка". Однако, полного ядерного разоружения КНДР пока ждать не стоит.

"Как и ранее, стороны выразили стремление сделать все для того, чтобы Корейский полуостров стал безъядерной зоной. Лидеры Севера и Юга выразили стремление содействовать полной денуклеаризации полуострова. Для чего КНДР принимает решение о дальнейшем демонтаже испытательного ракетного полигона Сохэ под наблюдением зарубежных экспертов. Решение об этом было принято после американо-северокорейского саммита, состоявшегося в июне. При этом, в Пхеньяне выражают готовность предпринять и дополнительные меры, такие как демонтаж ядерных объектов в Ёнбёне, но только в случае, если США представят обещанные гарантии безопасности. Однако надо понимать, что эти договоренности не означают полного отказа КНДР от своего ядерного и ракетного оружия", – считает Роман Лобов.

Депутат Госдумы Дмитрий Новиков добавляет, что США будут готовы препятствовать сближению двух Корей. "Не будем забывать, что на территории Южной Кореи находятся военные базы Соединённых Штатов Америки. Рано или поздно начавшийся процесс поставит в повестку дня вопрос о ликвидации данной угрозы для КНДР. С этим Вашингтон вряд ли будет готов согласиться. И чем более активно будет идти межкорейский диалог, тем большую тревогу это может вызывать в США. Мы ещё можем увидеть интенсивные шаги Вашингтона, направленные на то, чтобы процесс сближения двух Корей прервать", – сказал Дмитрий Новиков РИА "Новости".



Павел Мартынов