Прошедший в Македонии референдум наглядно показал степень стремления народа этой балканской страны в НАТО и Евросоюз. Выносившийся на голосование вопрос об изменении названия государства был лишь предлогом, позволяющим устранить недовольство Греции, мешающее вступлению Македонии в эти структуры. Хотя предложение поддержали более 90% участвовавших в голосовании, но до участков дошли лишь 36% избирателей. Необходимая явка оказалась проваленной, и сторонники бойкота одержали убедительную победу. Между тем, власти надеются переименовать страну вопреки воле народа. Подробности – в материале Накануне.RU.
Протестующие собрались в Скопье под лозунгом "Народ бойкотировал геноцид. Никогда Север. Всегда Македония". Бойкотировать голосование македонцев призывал президент страны, бывший университетский профессор Георге Иванов, охарактеризовавший возможную смену названия не иначе как "историческим самоубийством". Нужный властям исход плебисцита оказался затруднён из-за того, что почти 600 тыс. из 1,8 млн македонских избирателей проживают за границей, а ставка на голоса "за" делалась на албанцев – крупнейшее в стране нацменьшинство.
Российский политический деятель Дарья Митина рассказала Накануне.RU, что ситуация вокруг голосования была обставлена с националистическо-шовинистической точки зрения. При этом, отмечает она, хотя формально на переименовании настаивает Греция, в самом греческом обществе консенсуса по этому вопросу нет.
"Надо сказать, что протестные акции в Греции на эту тему шли с не меньшей интенсивностью, чем в Македонии, потому что в Македонии общество, в общем-то, достаточно сонное и к активным протестным действиям не очень привыкшее. Там за все 30 лет падения социалистического лагеря мы видели этих протестных акций, может быть, четыре-пять, а Греция – это протестный бурлящий котёл", – говорит она.
Несмотря на единство буржуазных кругов Афин и Скопье, народ остался равнодушен к их призывам, как отмечает Дарья Митина, в Европе же явка на подобных референдумах по названиям, по конфигурации будущей власти и подобным вопросам всегда зашкаливает за 60-70%.
Что касается Македонии, то её заставляют даже в малом поступаться частью своего суверенитета.
"Сегодня это название, завтра это какие-то другие уступки. И это в принципе вопрос достаточно провокационный и небезопасный, потому что любая такая инициатива расчёсывает националистические и шовинистические настроения в стране.
Балканы – это и так пороховая бочка Европы, как принято говорить, и любая такая акция направлена, прежде всего, на то, чтобы в каждой стране были сильны шовинистические настроения и было легко осуществлять политику "разделяй и властвуй"", – считает Дарья Митиина.
При этом референдум носил лишь технический характер – решение об изменении названия должен принять парламент страны. Переименование должно отразиться в основном законе государства, поэтому властям потребуется поддержка конституционного большинства – более двух третей от 120 депутатов. И похоже, что бойкот оказался эффективен, и отсутствие народной поддержки снизило шансы на поддержку законопроекта парламентом. Впрочем, The Guardian сообщает о том, что премьер-министр Зоран Заев уже поднял ставки в борьбе, он заявил оппозиционным депутатам, что они либо поддержат его, либо он инициирует досрочные выборы.
Вслед за премьер-министром на депутатов пытаются повлиять Государственный департамент США, НАТО и ЕС, призывающие депутатов "подняться над партизанской политикой". При этом западные СМИ продолжают одновременно заявлять о "консенсусе" македонцев по вопросу о вступлении в НАТО и о том, что затягивание с переименованием провоцирует "процесс разделения и нестабильности, соответствующий плану России".
The Guardian проводит параллель с "вмешательством РФ в американские выборы в 2016-м" и утверждает, что в данном случае якобы также использовались дезинформация, ложные новости, кибервзломы, взятки, а в соцсетях якобы распространялась информация о том, что в изменении названия заинтересованы живущие в Македонии албанцы. Среди примеров вмешательства указывается столкновение футбольных фанатов с полицией, причём сообщается, будто задержанные болельщики признались, что напали на стражей порядка за деньги. Сам премьер Заяв заявлял о сумме… в 21 тыс. долларов, перечисленной "симпатизирующими России греческими бизнесменами" македонским националистам на совершение актов насилия. Прибывший в Македонию министр обороны США Джеймс Мэттис прямо говорил о "российском вмешательстве" в голосование на референдуме.
По мнению Дарьи Митиной, такие заявления могут делаться в тренде антироссийских провокаций. Македония России важна в той степени, в которой важны все Балканы, отмечает она, однако Россия, по крайней мере, на публичном уровне абстрагировалась от происходящего.
Она отмечает, что Россия стратегически не заинтересована в том, чтобы там размещались новые НАТОвские базы, чтобы "распиливалась" энергетическая система, а основной мотив посягательств на маленькие восточно-европейские страны со стороны Евросоюза – это фактическая продажа их собственных энергетических систем, как это произошло в Болгарии, Албании, Румынии. Кроме Венгрии и Сербии, которые занимают здесь самостоятельную позицию, энергетические компании всех остальных восточно-европейских стран уже принадлежат не им, а немецким, австрийским компаниям.
"Македония нас интересует как часть югославского сообщества, бывшей Югославии. Теперь, к сожалению, в поясе поддержки России осталась, в общем-то, одна Сербия, да и то с большими оговорками. Она тоже балансирует и занимает достаточно двойственную позицию. Она называет её многовекторностью, но на самом деле это просто политическая беспринципность. Все остальные страны Югославии ушли в самостоятельное плавание и значительная часть из них смотрит в сторону дальнейшей интеграции с Евросоюзом", – говорит Дарья Митина
"А что такое интеграция с Евросоюзом, мы знаем – внешне красивые слова, а на самом-то деле – легализация иностранных военных баз на их территории, превращение Восточной Европы в антироссийский полигон, ну и выстраивание экономики соответствующим образом – то, что у нас нарушены естественные хозяйственные связи с этими странами, это тоже во многом результат действий европейской бюрократии, которая заставила провести их деиндустриализацию. В той же Болгарии уничтожена полностью табачная промышленность, консервная промышленность, чем Болгария всегда славилась, Германия скупила все ключевые греческие предприятия, практически убив греческую индустрию – как итог выросшая в шесть раз за эти годы безработица в Греции", – считает эксперт.
В итоге Македония может повторить судьбу других восточно-европейских стран, идущих ради получения каких-то сиюминутных выплат, преференций на кабальные условия Евросоюза. Видимо, это понимание и пришло к гражданам страны.