Аналитика


Льготный миллиард для малого бизнеса делят по-крупному
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Тюменская область | В России

Правительство изменило правила предоставления кредитов малым и средним предпринимателям на инвестиционные цели. Максимальный размер займа по ставке 6,5% снизился с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Кабмин объясняет поправки желанием повысить доступность льготного кредитования, однако сам бизнес говорит о том, что реальной возможности обслуживать миллиардные займы у сектора никогда не было, а развитие компаний сильнее кредитов сдерживает состояние экономики.

В 2018 г. Правительство увеличило финансирование программы льготного кредитования МСП. На предоставление субсидий банкам для возмещения недополученных ими доходов по кредитам кабмин вдобавок к заложенным 635,5 млн руб. выделил из резервного фонда 805,3 млн руб. Объем кредитов вырастет на 63 млрд руб. Субсидируемые кредиты сектор может получить на инвестиционные (до 10 лет) или оборотные (до 3 лет) цели. Мера поддержки – часть приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Займы выдают 15 уполномоченных банков и, судя по информации от кредитных организаций, крупные суммы сектор не берет: на 1 августа текущего года заключено 993 кредитных договора на 45,4 млрд руб.

Банки предъявляют требования к размеру капитала и стоимости залогового имущества бизнеса, объясняют в отрасли. Чем выше сумма кредита, тем большее обеспечение требуется со стороны заемщика, поэтому единичные компании сектора могли обратиться в банк за кредитом в 1 млрд руб. Затруднительно получить и более скромную сумму, констатирует президент Сургутской торгово-промышленной палаты Анна Чурманова.

"Мы проводили анализ: на территории нашего региона за последние три года не выдано ни одного кредита по ставке 6,5%. Это говорит не о том, что бизнесу деньги не нужны, а о том, что, помимо максимальных размеров кредита, есть еще условия получения кредита, которые компании выполнить не могут. Например, кредиты предоставляются не под все виды деятельности, а только для компаний, работающих в приоритетных отраслях. Если компания обращается за инвестиционным кредитом, банк требует доказать, что речь идет именно об инвестициях. Банки зачастую сетуют, что предприниматели не умеют заполнять документы и собирать их, но не каждый обладает необходимым уровнем экономического образования, и поэтому в рамках поддержки сектора нужна консультационная поддержка, возможно, даже бесплатная. Даже мы не всегда можем оказать помощь, так как не понимаем, какие документы нужны банку, чтобы доказать тот или иной критерий", – рассказала она Накануне.RU.

Малый бизнес, к которому относятся предприятия с оборотом до 800 млн руб., не может обслуживать миллиардный кредит даже при льготной ставке. Для среднего бизнеса (оборот до 2 млрд руб.) предложение более актуально, но сектор ничтожно мал, поэтому непонятно, на кого была рассчитана верхняя планка кредита. В отрасли полагают, что доступ к льготным займам могли получать крупные корпорации.

"Это решение – простая констатация факта: малому бизнесу кредиты в 1 млрд не нужны. Тогда возникает вопрос, кто же решался на займы под 1 млрд? Решались так или иначе аффилированные с крупным бизнесом компании или компании формально независимые, но фактически входящие в группы. То есть та самая коррупционная схема, теоретически именно против нее направлена мера. Реально сомневаюсь в эффективности решения: раньше подавали заявку от одной компании, сейчас разобьют проект на два подпроекта и подадут от двух компаний", – говорят члены тюменского регионального отделения "Деловой России".

Федеральным законодателям предлагают обратить внимание на опыт Тюменской области: Инвестиционное агентство региона осуществляет финансовую поддержку проектов малого бизнеса и среднего предпринимательства до 300 млн руб.

Средний размер инвестиционного кредита для региональных субъектов малого и среднего бизнеса колеблется от 20 до 80 млн руб., привела свои оценки Накануне.RU уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло. "Инициатива правильная, но это полумера. Снижение с 1 млрд до 400 млн не решает проблемы", – говорит она.

Критические для малого бизнеса сложности с получением заемных денег возникли в 2014 г., с тех пор часть предпринимателей махнули рукой на кредиты и работают за счет собственных средств, говорят в отрасли. По официальным данным Центробанка, по итогам 2014 г. объем предоставленных рублевых кредитов субъектам МСП составил 6,5 трлн руб., в 2015 г. сумма упала до 4,5 трлн руб. и не росла два года. Некоторое оживление зафиксировано в 2017-м, сектор взял у банков 5,3 трлн руб.

"Компании откладывают, пытаются копить, перенаправляют денежные потоки, ищут инвесторов. Банковские кредиты востребованы и очень нужны, но, учитывая такое сложное взаимодействие с банковским сектором, предприниматели пока работают за счет своих запасов, но ценой более медленного развития", – говорит Чурманова.

Правительство, напротив, ставит перед МСП амбициозные цели: повышение занятости в сегменте, рост доли сектора в ВВП до 32,5% к 2024 г. По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, в следующие шесть лет бизнес получит порядка 10 трлн руб. льготных кредитов (ключевая ставка плюс 2%,), 1 млрд руб. из которых – в 2019 г. Сам бизнес говорит, что развитие компаний сдерживают даже не кредиты или их отсутствие. В ходе последнего опроса ВЦИОМ 63% опрошенных руководителей (1260 респондентов из 1400 работают в секторе МСП) считают, что положение их компании ухудшилось из-за неопределенности экономической ситуации, высокого уровня налогообложения и низкого спроса на внутреннем рынке. Налоговая нагрузка на малый бизнес не самая запредельная, но сектор ощущает тягучее и рутинное давление государства на всех уровнях, говорит Ведущий научный сотрудник Центра институционального развития РАНХиГС Юрий Симачев. По его мнению, институты развития должны комплексно поддерживать сектор МСП, а государство – не создавать новых шоков.

"Малые и средние предприятия обладают существенно меньшими возможностями по спорам с государством, хеджированию каких-либо рисков. Поэтому многие довольно грубые и заранее необговоренные изменения в государственной политике бьют по малому предпринимательству. Трудно на такие шоки не реагировать", – рассказал он Накануне.RU.

Создание условий для предоставления кредитов малому бизнесу, по его словам, – очень хорошее направление, но оно не исчерпывает всего поля необходимых изменений: "С одной стороны, нужно улучшать условия для старта бизнеса. Необходимо, чтобы высокоуровневый человеческий капитал, который сейчас делает выбор в пользу крупного бизнеса и госсектора, входил в инновационное предпринимательство. Сделать его привлекательным для молодых могут такие экосистемы, как технопарки, долины – то, что уже пытаются развивать. Второй вопрос – поддержка быстрорастущего среднего бизнеса. Экономический мейнстрим связан с тем, что именно эти "газели" обеспечивают основной вклад и в динамику роста, и занятость. Нужны инструменты поддержи интеграции компаний в глобальные цепочки формирования стоимости".



Алёна Ласкутова