Аналитика


Итоги ЕГЭ: школьники не знают историю родной страны
Образование | В России

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом, заявили опрошенные Накануне.RU эксперты.

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

ЕГЭ-2019 по истории, демоверсия(2018)|Фото: fipi.ru

"Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике", – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

ЕГЭ-2019 по истории, демоверсия(2018)|Фото: fipi.ru

"Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения", – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной "зубрежки" дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

ЕГЭ-2019 по истории, демоверсия(2018)|Фото: fipi.ru

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

"На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем. Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить", – поделилась своим мнением с Накануне.RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. "Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично", – добавила она.

Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями, обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.

Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.

Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки по этому предмету к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

"Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю. Учебник неинтересен, нелогичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются. И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?" – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

Историю нужно преподавать так, чтобы она могла "зацепить" школьника.

"Задача истории как предмета – не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего", – добавила эксперт.

"Заточенность" уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: "Когда ты почти не отвечаешь устно, а, как проклятый, только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?"

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты – визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделился своими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

"Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика. История как наука – это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов. И пока сам не попробуешь разобраться – что, когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь", – сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

"История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы", – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

По его словам, первым делом эти "специалисты" взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке.

"Одной из задач, которую решали американские "советники" и "методисты", было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне. И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны. В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны", – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных "советников" начался процесс "деидеологизации российской школы" – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым "методичкам" специалистам.

"Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве.

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным "советникам" вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!" – заключил эксперт.



Анна Смирнова