Аналитика


"Время Каина": на "Русской Голгофе" Гражданскую войну приравняли к духовному конфликту
Вехи истории | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Вслед за тем, как "Ельцин-центр" обвинил большевиков в "хаосе 90-х", на другой стороне Исети в Екатеринбурге, в Храме-на-крови, в царском подворье открылась выставка к "100-летию красного террора". Организаторы уверены, что 100 лет назад в России произошла библейская трагедия Каина и Авеля, а революция – не политический или социальный процесс, а сугубо религиозный конфликт.

Нетрудно угадать, какая роль в религиозном конфликте отведена интернациональному "атеистическому" войску Красной армии, понятна и мотивация скрывать политическую и социальную составляющую революции – если начать говорить об эксплуатации, нищем народе и бесправии в романовской России, то любой поймет, что революция была, скорее, материальной неизбежностью, а не экзистенциональной борьбой.

Интересно, почему начало "красного террора" отметили выставкой, а начало белого террора, не менее беспощадного, не отметили никак. Историк, публицист Илья Ратьковский ранее рассказывал в беседе с Накануне.RU, что "красный террор" начался в ответ на белый, а Гражданская война завязалась не без помощи интервентов и белочешского корпуса.

"Уже в мае 1918 г. некоторые радикальные члены правительства ставили вопрос об ответном, превентивном "красном терроре" в России. Тогда против этого выступил Ленин. Позднее, через три месяца, системный "красный террор" будет введен, с учетом финского и более позднего чехословацкого террора лета 1918 г.", – отмечает историк Илья Ратьковский.

Белый террор был начат раньше, чего от Авеля в библейской притче ожидать не приходилось, так, например, диктатура Колчака предусматривала применение всех мер, которые обычно почему-то ассоциируются с "красным террором", в том числе и репрессии против мирного населения (система концлагерей, система заложничества, массового уничтожения населения, включая расстрелы каждого десятого). Генерал Корнилов считал террор в любой его форме действенным и эффективным оружием и напутствовал белогвардейцев не брать пленных, а некоторые офицеры белого движения считали, что для искоренения большевизма предстоит истребить всех рабочих старше 16 лет – и никто среди соратников с ними не спорил.

Красная армия, Гражданская война(2018)|Фото: severpost.ru

Религиозная же составляющая конфликта была минимальной, а террор (и красный, и белый) имел и социальный характер: "На тех территориях, где социальный конфликт был наиболее жестким, большим было и насилие. На казачьих территориях такой конфликт был: между казаками и крестьянами (иногородними), он вел к массовому насилию с обеих сторон. При этом, этот внутренний конфликт усиливался внешним фактором. Упрощая, одних поддержали красные, других – белые". По сути, это была борьба бедных слоев населения с богатыми – вызывает удивление, что христианство, всегда стоявшее на защите бедных, сегодня всеми силами защищает посредством подобных выставок богатых.

Барон Врангель, Гражданская война, Крым, правитель юга России, Петр Врангель, Белая армия, Черный барон(2016)|Фото: evpatori.ru

Интересно и то, почему дела минувшего сегодня волнуют РПЦ больше, чем настоящий церковный раскол. Зачем выдумывать духовный конфликт и праздновать сегодня победу, когда на Украине конфликт реальный, и там победы уже ждать не стоит? Два года назад патриарх Кирилл призвал не устраивать десоветизацию, он выступил за выработку объективного взгляда на историю: "Мы должны перейти эту эпоху, этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов".

Но, видимо, идеологический центр Храма-на-крови считает, что сейчас самое время сеять вражду между людьми, когда нужно стремиться к консолидации перед лицом реальной угрозы раскола. Ведь, как не раз уже отмечали историки, например, на открытии выставки Архивной службы – Гражданская война сегодня еще не закончена в умах людей.

Стоит ли такими прозрачными намеками о Каине разжигать конфликт? Своим мнением с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков:

историк Юрий Жуков(2018)|Фото: tsargrad.tv Я бы хотел напомнить и патриарху, и Синоду, и всем верующим, что, согласно их религии, волос единый не упадет с человека без воли господней. Не было Каинов и Авелей, было предопределение, от которого уклониться они не могут. Верующим ли говорить такие глупости, противоречащие их религии – ничего не происходит без воли божьей, значит, нечего копаться в этом, нужно принимать все как должное, смиренно. При этом "красного террора" в том виде, в каком они говорят о нем – не было, "красный террор" заключался в том, что после убийства в Ленинграде Володарского и Урицкого, и покушения в Москве на Ленина, был принят в ответ "красный террор", который продолжался буквально недели. Он выразился в том, что все, кто был внутренним контрреволюционером и пытался встать против советской власти в связи с возникновением на Волге восточного фронта, созданием в Самаре правительства из бывших членов учредительного собрания меньшевиков и эсеров, которые шли под красным знаменем, в связи с тем, что в Ярославле и соседних городах эсер Савенков организовал и провел восстание, во время которого были убиты десятки коммунистов, – в связи с этим и был объявлен террор. Повторяю – продолжавшийся не больше 10 дней.

Затем все перешло в рамки обычной Гражданской войны, такой же, которая была в Англии во времена Кромвеля, во Франции во времена Великой французской революции – ничего нового. Все, что произошло, было характерно для любой революции в любой стране мира. Здесь не было места религиозной борьбе, это был социальный конфликт и борьба за власть. Религия там и рядом не лежала, если не считать того, что со стороны Комуча против советской власти был сформирован полк из священнослужителей, которые презрели заповедь господню – поднявший меч от меча да погибнет.

Говорят, "вообще расстреливали священников" – расстреливали не "вообще" священников, расстреливали только тех, кто входил в контрреволюционную организацию, то есть выступал против государства, преступая все законы. Более того, попы ухитрились создать так называемую "катакомбную церковь", нелегальную, секретную, подпольную организацию, с которой разбирались в соответствии с Уголовным кодексом. Но что делать? В любой точке земного шара любое государство защищает себя совершенно одинаково.

революция и церковь(2016)|Фото: i.timeout.ru

Не все шло сверху и делалось по приказу. Пусть читают дневники Александра Блока, где он пишет, что попы себя так вели до революции, что народ их возненавидел. Позиция власти была более лояльной, чем ненависть простых людей. В доказательство скажу одно: Сталин в 1925 году написал закрытое письмо в ЦК, где ругал ту молодежь, комсомольцев, которые хулиганят во время религиозных праздников, неважно каких – православных, исламских, иудейских – объясняя, что бороться силой с религией нельзя. Можно только воспитывать людей, образовывать их, и тогда они сами, став умными, откажутся от любой религии.

Что касается самой Церкви, она продала Николая II генералам в свое время. Продала! Не выступила в его поддержку. И сегодня делать вид, что она его, видите ли, защищала и почитала – это бред сивой кобылы. Это должен понять любой грамотный человек. Если ты кого-то продал, от кого-то отказался – больше об этом человеке не говори, как о великом. Нужно было вовремя защищать его, а не лицемерить сейчас. Тогда не захотели – сегодня нечего болтать языком.

плакат в Екатеринбурге(2018)|Фото: Накануне.RU

Сейчас Церковь волнует только одно – кто будет собирать подати с той или иной церкви на Украине. Вопрос в деньгах. Нечего припутывать сюда какой-то раскол, раскола в православии между Украиной и Россией нет, и не может быть. Проводят службы по одним и тем же книгам, совершенно одинаково, а гораздо интереснее говорить о том, что там украинцы воду мутят. Это проще, чем обличать здесь, у себя, богатых. Ведь и патриарх, и вся наша Церковь забыли, что, скорее, верблюд пройдет сквозь игольное ушко, нежели богатый попадет в царствие небесное. Так обличайте богатых, обличайте то, что они грабят бедных – другая задача у церкви сегодня, а не лезть в то, кому сколько церквей принадлежит в той или иной области. Вспомним от Исаии, глава пятая, стих восьмой: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле".



Елена Рычкова