Аналитика


Родители школьников, переведенных на шестидневку, призывают пересмотреть школьную программу
Образование | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

Вопрос перехода на пятидневную систему обучения вновь будет поднят родителями экономической столицы Югры на сургутском общегородском родительском собрании, которое состоится 15 ноября в здании городского департамента образования. Родители требуют пересмотра школьной программы, они недовольны "основами православия", вторым иностранным языком, культурологией, обществознанием и другими "ненужными детям предметами". При этом, как удалось выяснить Накануне.RU, даже в соседних регионах ситуация с дополнительным днем обучения разнится – где-то такой проблемы не стоит, а где-то учеников предпочитают перегружать обучением в субботу.

Официальная тема мероприятия в Сургуте "Ответственный родитель – гарантия успеха каждого ребенка". Первый вопрос повестки – реализация проекта "Территория ответственного родителя". Докладчиками по вопросу выступят директор гимназии Салманова Галина Мисюля и ее заместитель Светлана Кучина. С режимом работы образовательных учреждений родителей Сургута ознакомит заместитель директора департамента образования Ирина Замятина.

Родительское собрание начнется в 18.30 и завершится в 20.00. В соцсетях родители Сургута, выступающие за пятидневку, активно распространяют информацию о его проведении и приглашают прийти всех, кто поддерживает отказ от шестидневной системы обучения.

По мнению родителей, шестидневная неделя нарушает конституционное право детей на отдых, дополнительная нагрузка ухудшает состояние их здоровья, кроме того, из-за нее "теряется связь с родителями", поскольку "ребенок, находящийся шесть дней в школе, видит своих учителей больше, чем родителей. А в седьмой день снова вынужден заниматься уроками". Также сургутские активисты отмечают, что многие регионы занимаются по пятидневке, в то время как их "северные дети учатся без выходных и полноценного отдыха" при коротком световом дне.

В администрации города пояснили, что эффект от введения пятидневной учебной недели будет обратным — нагрузки станет только больше. По словам главы города Вадима Шувалова, в Сургуте 37 школ тестируют пятидневное обучение на 17% классов. Без увеличения количества уроков и объема домашних заданий такая система невозможна. По словам директора городского департамента образования Анны Томазовой, если отказаться от уроков в субботу, то школьники начнут отставать от программы, придется каждый день вводить седьмой урок (сейчас у старшеклассников шесть уроков в день и один седьмой урок в неделю), в результате учащиеся во вторую смену будут приходить домой только в 20.30. Учиться дольше положенного каждый день не позволяют нормы СанПиНа.

Также власти города отмечают, что решение по графику обучения школьников принимает дирекция каждой отдельной школы.

Объем максимальной учебной нагрузки: для первых классов – не более четырех уроков и один день в неделю пять уроков, для вторых-четвертых классов – не более пяти уроков и один день в неделю шесть уроков при шестидневной учебной неделе. Для пятых-шестых классов – не более шести уроков. Для учеников с седьмого по 11 класс – не более семи уроков в день.

Стандарты одинаковы для всех регионов. Так, в департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа в ответе на запрос корреспондента Накануне.RU сообщили, что в 2016 и в 2017 гг. властям автономного округа довольно часто поступали просьбы от родителей о переходе на пятидневную систему обучения. Для жителей округа была организована разъяснительная работа как в индивидуальном порядке, так и в рамках соцопроса населения. Сейчас предложения о переходе на пятидневную или шестидневную систему не поступают. Решения о том, как работать, принимают школы, учитывая мнение учащихся, родителей и педагогов.

В регионе действуют обе системы обучения. Так, в прошлом учебном году из 72 тыс. 418 обучающихся школ автономного округа 30 тыс. 329 школьников обучались по пятидневной рабочей неделе, 42 тыс. 179 – по шестидневной.

В 33 школах региона образовательный процесс по пятидневной рабочей неделе организован только для первоклассников. В 20 школах автономного округа образовательный процесс организован по пятидневной рабочей неделе для обучающихся всех ступеней образования.

В соседней Тюменской области школы работают, в основном, по пятидневной системе обучения.

По данным СанПиНа, максимальная нагрузка при шестидневной учебной неделе для первых классов составляет 21 часа, для вторых-четвертых – 26 часов; пятых-девятых классов – от 32 до 36 часов, 10-11 классов – 37 часов. Получается, что у старшеклассников при шестидневной неделе нагрузка составляет шесть уроков в день и в один день – семь уроков.

При пятидневной учебной неделе: первые классы – 21 час, вторые – четвертые классы – 23 часа; пятые-девятые классы – от 29 до 33 часов; 10-11 классы – 34 часа. При, казалось бы, меньшей часовой нагрузке, старшеклассники вынуждены заниматься один день по шесть уроков и четыре дня в неделю – семь уроков.

Анастасия – одна из активисток, выступающих за введение пятидневок в Сургуте, заявляет, что Министерству образования РФ в принципе стоит пересмотреть учебную программу. По ее словам, увеличение учебной нагрузки идет за счет введения "ненужных детям предметов".

"Сперва вводят ненужные предметы вроде "основ православия" или "светской этики", а потом заявляют о больших нагрузках. По мне, эти предметы абсолютно не нужны. Это те знания, которые родителям должны давать детям, а не школа. А уроки труда? Раньше действительно было трудовое воспитание. Сейчас – одно название. Обществознание, культурология – почему бы не сделать эти предметы факультативными?" – пожаловалась общественница.

Член правления Тюменского родительского комитета, многодетный отец Андрей Генерозов, отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU о том, какая учебная нагрузка должна быть в школе, высказался за шестидневную систему обучения. По его словам, два дня отдыха после учебной недели для ребенка – слишком много. Он расслабляется, потом ему труднее возвращаться к учебной жизни. При этом, по словам Андрея Генерозова, лучше было бы, если бы в российские школы вернулась советская модель обучения с 10 классами.

"Эта модель мне больше по душе была", – заявил Андрей Генерозов, однако, он также раскритиковал современные образовательные стандарты.

"Сейчас обучение стало более формальным, особенно с того момента, как были приняты ФГОСы. Само обучение свелось к отрабатыванию каких-либо схем, которые, как мне кажется, далеко не всегда хорошие. Поэтому мы оказываемся в ситуации, когда, с одной стороны, отдыха мало, а с другой стороны, продуктивность обучения значительно снизилась. Видимо, родители при таких условиях считают, что необходимо хотя бы дать ребенку отдохнуть. Необходимо сам тип обучения переформатировать: саму программу, образовательные стандарты. Инициативу о введении второго иностранного языка лично я считаю маразмом, идиотизм полнейший. Дети и с одним иностранным языком справиться не могут.

Базовые предметы надо хорошо отрабатывать: русский и математику, так, чтобы от зубов отлетало, ну и серьезные такие занятия, как физика, химия – это все должно преподаваться на высоком уровне", – резюмировал он.



Ксения Теплякова