Аналитика


Профессионализация молодежи в цифровой среде
Мнения из Сети | В России

В рамках государственного задания сотрудники Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в августе-октябре 2018 г. провели общероссийское исследование "Влияния цифровых коммуникаций на профессиональную культуру молодежи". Программа исследования включала массовый онлайн-опрос с репрезентативной выборкой 1500 респондентов (молодежь в возрасте 15-24 лет, ООН), экспертный опрос ведущих специалистов в сфере цифровизации образования, холл-тестирование старшеклассников и студентов, сравнительный анализ открытых данных сайтов 56 ведущих вузов по версии QS-2018 и QS BRICS-2018.

Основная проблема предпринятого исследования состоит в определении масштаба, направленности и результативности воздействия процесса цифровизации на формирование профессиональной культуры российской молодежи. Данное влияние изучается в контексте интенсификации информационных потоков в социальных медиа, развития новых форматов и каналов цифровых коммуникаций, взросления т.н. поколения Z, социализация и профессионализация представителей которого проходит, в том числе, в интернет-пространстве.

Специально для KM.RU сотрудники департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета профессор, д.полит.н. Елена Бродовская и доцент, к.полит.н. Роман Пырма представили целый ряд интересных данных исследования.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Профессиональный трек

Абсолютное большинство молодежи (68%) в той или иной степени не согласны с тем, что профессию необходимо выбирать раз и навсегда. Обратного мнения придерживается только треть молодежи (32%), при этом преобладающая их часть не уверена в своем мнении.

Подавляющее большинство молодежи (87%) считает, что профессий в жизни человека может быть много. Причем более половины из них выражает полное согласие с этим суждением. Примечательно, чем больше опыт в сфере цифровизации и шире масштаб интернет-потребления, тем выше уровень убежденности в изменчивости профессионального пути.

Молодежь (89%) придерживается выраженной установки, что умение и готовность учиться на протяжении всей жизни гарантирует успех в будущем. Причем более половины выражают полное согласие с этим мнением. В необходимости перманентного обучения в значительно большей степени убеждены молодые специалисты, активные пользователи социальных сетей с высоким потреблением интернет-контента.

Практически для всей молодежи (95%) первостепенное значение в будущей профессии имеет возможность самореализации и получение удовольствия от работы. При этом для абсолютного большинства молодежи (66%) в выборе профессии важно получение высокого заработка.

Менее половины (47%) молодежи в той или иной степени убеждено, что поступление в престижное учебное заведение гарантирует успех в будущем. В этом в большей части убеждены старшеклассники и молодежь с высоким уровнем достатка.

Цифровое пространство

Согласно данным исследования, для почти всей (90,2%) российской молодежи Интернет является важным или абсолютно незаменимым источником образовательной и профессиональной информации.

Абсолютное большинство молодежи (78,3%) проводит в глобальной сети более 4 часов ежедневно, из них более трети (38%) – до 8 часов в сутки. Для примерно половины (47,0%) молодежи Интернет – это, в первую очередь, средство получения информации и публичной коммуникации, позволяющее сформировать профессиональный имидж.

Большинство (59,3%) российской молодежи ориентированы на активное применение цифровых коммуникаций для получения профессиональных знаний и умений, а сопоставимая часть (40,7%) довольно пассивны в осуществлении образовательных и профессиональных интеракций в связи с неосознанностью профессионального выбора.

Исследование выявило особое расположение молодежи к таким сетевым практикам, как построение бизнеса онлайн (50,5%), развитие онлайн-сетевых форм добровольческих/волонтёрских организации (64,6%), госуслуги онлайн (72,4%), творческая самореализация онлайн (75,4%).

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Антидеструктивный иммунитет

Исследователи установили, что значительная часть (40,2%) российской молодежи встречается с проблемой кибербуллинга, а половина (49,3%) респондентов называют проблемой провоцирование в сети на рискованные поступки. Практически все (91,2%) представители молодежи отмечает недостоверную (фэйковую) информацию в цифровой среде. Большинство (57,9%) молодого поколения признают, что регулярно испытывают в сети нарушение собственной неприкосновенности. Практически все (91,8%) молодые россияне заявляют о проблеме распространённости ненормативной лексики в интернет-контенте. Абсолютное большинство (69,3%) утверждает о постоянных вирусных атаках в глобальной сети. Весьма значительная часть (43,3%) молодежи считают проблемой широкое распространение экстремистских сообщений в Интернете.

Среди антидеструктивных иммунитетов российской молодежи лидирует более избирательный/осторожный подход к веб-серфингу (56,2%), на втором – усиление обеспечения безопасности гаджета (46,5%), на третьем – тактика получения совета друзей (38,0%), почти каждый четвертый молодой россиянин вовсе игнорирует освоение методов преодоления интернет-рисков (24,2%), лишь небольшая часть (12,1%) обращаются за помощью к родителям, только немногие (7,3%) готовы обратиться в правоохранительные органы для решения проблемы деструктива в глобальной сети, весьма показательно, что лишь немногие (5,3%) молодые граждане готовы обратиться за помощью к педагогам в этом вопросе.

Цифровое образование

Исследование показало, что лишь малая доля (3,3%) абитуриентов использует информацию школьных сайтов для выбора профессии и более двух третей обращались к сведениям вузовских веб-сайтов (71,2%).

Анализ открытых данных сайтов ведущих российских университетов показал, что менее половины (46,2%) российских вузов организуют интерактивное взаимодействие с абитуриентами, студентами и выпускниками на своем официальном сайте, для сравнения – 100% ведущих университетов топ 50 рейтинга QS-Ranking-2018 используют интерактивные технологии, ориентированные на персонализированное общение с целевой аудиторией. Цифровые следы учебных занятий (систематическое размещение видео-лекций, семинаров, мастер-классов, практических занятий и т.д.) представлены только на четверти (26,9%) сайтов ведущих вузов России, при этом аналогичный показатель у зарубежных ведущих университетов составляет более половины (53,3%).

В результате исследования было подтверждено значительное воздействие цифровой среды на формирование профессиональной культуры молодежи, существование феномена конкуренции цифровой и социальной сред в процессе их влияния на профессионализацию молодого поколения.

KM.RU