Аналитика


"Фантастические твари" украли сюжет у Алисы Селезневой?
Общество | В России | За рубежом

Вышла экранизация новой книги из вселенной "Гарри Поттера" Джоан Роулинг – "Фантастические твари", и российский зритель узнал сюжет. Некоторые рассмотрели, что фильм копирует приключения Алисы Селезневой, многие эпизоды, как будто, взяты под копирку из произведений Кира Булычева.

Все началось с борьбы с плагиатом в научной среде – сибирские ученые разработали программу "антиплагиатор" для выявления наглых заимствований в докторских диссертациях и других научных работах и патентах. Затем начались различные эксперименты с успешно опробованной программой – на плагиат стали проверять современные ленты. Аппаратно-программный комплекс "антиплагиатора" нового поколения показал, что кассовый западный фильм-сказка имеет сюжетные заимствования сразу из двух произведений – советского фантастического фильма "Гостья из будущего" и продолжения приключений Алисы Селезневой – картины "Лиловый шар".

Гостья из будущего, Наталья Гусева, кадр из фильма(2018)|Фото: kino-teatr.ru

Злодеи здесь также способны менять внешность и стремятся к полному господству, ищут какой-то артефакт, есть и знакомый каждому советскому школьнику фантастический предмет миелофон – прибор для чтения мыслей, только в киноверсии "Тварей" Куини – телепат. Авторы идеи о плагиате уверены, что побег Грин-де-Вальда – "слизанная" сцена преследования на флипперах из фильма "Гостья из будущего", Алису в этом эпизоде кусает крокодил, а Бетти – водяной дракон. Создатели "антиплагиатора" разводят руками – ведь и в первой части "Фантастических тварей" хитрый аппарат нашел 90% совпадение сюжета с советским мультиком "Тайна третьей планеты".

И это не первый раз, когда фантастический Голливуд заимствует что-то из советской классики. Не далее как в марте "Оскар" получил фильм "Форма воды" – про американского Ихтиандра. Персонаж был создан Александром Беляевым, лента "Человек-амфибия" вышла в 1960-ые годы в СССР, Гильермо дель Торо сюжет про своего человека-рыбу поместил тоже в 1960-ые, но в США.

Публицист и критик, редактор портала "На линии" Виктор Мараховский считает, что торопиться с выводами не стоит – современная фантастика использует расхожие сюжеты постоянно, поэтому сложно назвать что-либо откровенным плагиатом. Ныне модный жанр когда-то был сакральным для советского народа, потому и отношение к темам "Голливуд украл" самое бурное. О том, почему современная фантастика превратилась в фэнтэзи, а удачные сюжеты золотого периода фантастики в СССР не экранизируются сегодня, Виктор Мараховский рассказал в интервью Накануне.RU.

Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда(2018)|Фото: kinoafisha.info

Собирает хорошую кино-кассу у нас очередной шедевр Джоан Роулинг, но "Фантастические твари: преступление Грин-де-Вальда" вдруг обвинили в плагиате. Хотели бы узнать, как вам "Твари" и возникли ли какие-то ассоциации со знакомыми фантастическими сюжетами?

Виктор Мараховский(2013)|Фото:– Благодаря этому обвинению в плагиате мир узнал о том, что в Тувинском институте гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований есть такая разработка "антиплагиатор", но мир также немедленно узнал и о том, что он не функционирует никак. Те пункты, которые предъявляются к голливудскому фильму как заимствования из советских сюжетов, конкретно из "Гостьи из будущего" – являются абсолютно универсальными для фантастического жанра. В частности, говорится о том, что "плохие парни, способные менять внешность, стремятся к полному господству, завладевая некими артефактами и поддержкой сторонников, хорошие волшебники им противостоят" – начнем с того, что в "Гостье из будущего" вовсе нет никаких волшебников. Что касается "плохих парней, меняющих внешность" – нельзя не вспомнить такую книжную серию начала 20 столетия Марселя Алена и Пьера Сувестра, они придумали некоего Фантомаса еще в 1911 году. Фантомас был крут тем, что он постоянно менял внешность и хоть стремился в основном к богатствам, но и к супер-оружию тоже, что можно в принципе считать магией для захвата мира. А уж как он стремился к супер-оружию и к власти над миром в комедийном остросюжетном фильме 1960 годов с Луи де Фюнесом и Жаном Маре!

То есть параллели фантастических сюжетов постоянно повторяются, и нельзя ничего назвать абсолютным ноу-хау – ни Роулинг, ни Булычева?

– Сама по себе тема оборотней очень почтенная. Если мы говорим конкретно об обвинениях – это, в общем-то, довольно глупый "хайп". При этом ни в коем случае не хочу сказать ничего хорошего про замечательный детский фильм "Фантастические твари: Преступления Грин-Де-Вальда" – это такая же самоэксплуатация, какой является, например, последняя трилогия "Звездных войн". Только вот легенду "Звездных войн" больше жалко, нежели Гарри Поттера.

Но это не первая попытка поймать Голливуд за руку при воровстве сюжетов из советской фантастики. Так, "Оскара" в этом году получил фильм "Форма воды", практически про нашего старого и доброго Ихтиандра.

– Беляевский "человек-амфибия", возможно, не является первым человеком-амфибией в истории даже отечественной фантастики. Если же мы обратимся к античной мифологии, в которой есть все, то увидим этих "людей-амфибий", думаю, целые косяки. Позже у Андерсона появилась русалочка – чем не женщина-амфибия? Потом Говард Лавкрафт описал подобных существ в книге "Тень над Инсмутом".

Мы, конечно, очень любим родину, но давайте не питать дополнительных иллюзий – почти все фантастические сюжеты были изобретены еще пару тысяч лет назад. Когда какой-нибудь уважаемый дель Торо снимает фильм про Ихтиандра – мы говорим, что он напоминает нам известный сюжет, ключевое слово – напоминает. На деле, дель Торо сильно удивился бы, если бы узнал, что ему приписывают плагиат именно с Беляева, потому что он, скорее всего, обыгрывал знаменитый трешак 50-х годов под названием "Чудовище из черной лагуны", если не ошибаюсь, где было такое перепончаторукое создание. Безусловно, Голливуд крадет сюжеты, но крадет общемировые сюжеты. Вряд ли можно говорить о краже – скорее, о "цитировании". И нам ли на него наезжать, если у нас за последние лет 15 "свистнули" столько голливудского "кина" просто самым бесстыдным образом?

Формула воды, кадр из фильма(2018)|Фото: tabloid.informator.news

Заимствовали, да. О том речь – зачем? Эти "Твари" рвут кассу, и фантастически рвут. Вообще вся эта тема пользуется у зрителя стойкой популярностью, почему же мы ее не эксплуатируем в кино, используя богатейшие залежи советской фантастики, в которой есть все эти "работающие" сюжеты и архетипичные персонажи, которые использует Голливуд?

– У меня есть версия. Во-первых, отечественный среднестатистический кинодел довольно убог в том смысле, что абсолютно безоглядно верит в голливудских сценаристов – вполне справедливо верит, потому что они-то профессионалы – поэтому "скатывает в ноль" все их произведения. То есть наши творцы пока не вышли из периода ученичества. Что касается вопроса о том, почему он не экранизирует замечательную отечественную фантастику, он не делает этого потому, что вся отечественная фантастика – советская. Советская – значит, гуманистическая, пафосная, антикапиталистическая, пацифистская и, я бы сказал, коммунистическая по своей сути, наполненная верой в человечество. А это для отечественных киноделов культурно непереносимо.

Если взять творческую отечественную тусовку, то она от всего советского наследия оставила в обороте и признанности хорошо если 5-6%, и в основном, конечно же, антисоветскую литературу. Так мы внезапно узнали, что у нас великий писатель – Довлатов. Если взять и спросить современного школьника с пытливым умом про то, какие были фантастические произведения в 20-40 годы, в 60-е? Он, если напряжется, вспомнит, что сначала был Булгаков – "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца", а потом сразу появились Стругацкие. Тот факт, что между ними существовали Алексей Толстой, тот же Беляев, Грин, Мартынов, Ефремов, Снегов, наконец, и прочие – забыт, все это абсолютно вычищено в силу идеологического и интонационного эстетического несоответствия нынешнему пафосу отечественной культурной тусовки.

Гостья из будущего, кадр из фильма(2018)|Фото: kino-teatr.ru

Но ведь темы, сюжеты покруче многих голливудских фильмов?

– Нет, им это чуждо. Можно ли вспомнить за последние 15 лет хоть один отечественный фантастический фильм, в котором бы воспевались могущество человеческого разума, коллективная человеческая воля, торжество гуманизма, вера в прогресс и прекрасное будущее?

За 15 лет вообще из фантастической темы, хорошо воспроизведенной в кино, вспоминается только Лукьяненко.

– Лукьяненко поначалу вступал в некий диалог с той самой советской фантастикой, хотя Сергей Васильевич вступал именно в дискуссию с представлением о светлом будущем, но в силу того, что он вообще обращался к ней – он советскую фантастику так или иначе цитировал. А вот когда за его хорошую (не самую лучшую, но хорошую) работу под названием "Черновик" взялись отечественные "киноделатели", что они с ней сделали? Они почему-то в абсолютно невинную книжку "нафигачили" столько слезного антикоммунистического пафоса, нарисовали достаточно обидную пропагандистскую карикатуру на советский период, с мясом вырвали из книжки и вставили, нарушая все приемы логики, то, что Россию практически захватил Китай, там всюду развешаны красные флаги, но сценаристы что-то покурили и решили, что здесь запрещена компартия. Фильм, естественно, заслуженно провалился.

Что касается фильмов, которые снимает Сергей Бондарчук, то это фильмы, которые как раз относятся к лучшему, что может делать отечественная кинематографическая фантастика, то есть более или менее жесткое подражательство каким-то универсальным западным фабулам.

Черновик, кадр из фильма(2018)|Фото: avatars.mds.yandex.net

Обмен телами, призраки да, американская тема, но она уже настолько вторичная, что не делает большую кассу даже на Западе, а зато какие фантастические бестселлеры можно было бы снять на старой базе, ведь в СССР фантастика была особым жанром, отражающим квазирелигиозный культ науки?

– Фантастика воспринималась в Советском Союзе, как действительно своего рода живая дискуссия о более-менее достижимом, а, может быть, даже неизбежном будущем. В советском обществе фантастика играла гораздо менее эскапистскую роль, у нас было все не совсем так, как во всем остальном мире. Фантастика социалистического лагеря отличалась от западной тем, что она была как такой "хардкор", Sci-Fi, то есть такая фантастика в прямом смысле "научная". Прыжки по мирам у нас появились только где-то годах в 90-х, как и попаданчество, которым мы заболели насмерть. А до этого те, кто писал фантастические романы, более или менее представляли себе общие законы физики, биологии и так далее.

Еще интересно, что сейчас фантастика смешалась с фэнтэзи – эльфами, сказочными мирами, а будущее в каждом фильме одно мрачнее другого – тоталитарная планета роботов, жуткие эпидемии, инопланетные монстры… Все же у нас было "прекрасное далеко"?

– Фантастика теперь не столько смешана с фэнтэзи, она и стала фэнтэзи. А про будущее, как мы помним у Стругацких в "Понедельник начинается в субботу", еще в конце 60-х эта специализация отечественной и зарубежной фантастики была обыграна между двумя описываемыми будущими – там торчала огромная стена. Стена отделяла мир гуманного воображения от страшных ужасов. И если в мире "гуманного воображения" постоянно рвались к звездам (тоже достаточно штампованно, надо сказать) и постигали знания, то в мире ужасов и страхов за стеной постоянно поднимались грибы от ядерных взрывов, высаживались какие-то разумные бактерии и арифмометры, разумные таблетки и разумные кристаллы, которые порабощают человечество.

То есть все сюжеты современных кассовых фильмов?

– И не только современных – такое разделение было давно. Возвращаясь к теме – чтобы один фильм признать плагиатом на другой, надо очень сильно постараться, скопировать фильм в ноль, заимствование каких-то отдельных тематик невозможно без понимания того, что тот или иной прием уже не был позаимствован ранее.



Елена Рычкова