Аналитика


"Тобол. Мало избранных". Роман-эпопея с магическим реализмом – наш ответ Джорджу Мартину?
Книжный клуб | Тюменская область | В России

В 2018 году вышла вторая часть исторического романа Алексея Иванова "Тобол. Мало избранных", это политическая драма с элементами магического реализма, книга с тяжелой судьбой – изначально создавалась как сценарий к сериалу, но из-за разности подходов к воплощению сибирской реальности петровской эпохи между автором и режиссером (после чего Иванов попросил свое имя из титров убрать) – он написал книгу по мотивам сценария. Выход 1 сезона сериала ожидается уже скоро, детище режиссера Игоря Зайцева несколько отличается по сюжету от книги Иванова, опередившей выход сериала на год. Главный герой в фильме – молодой офицер Иван Демарин, который по заданию Петра I отправляется в Тобольск и встречает здесь свою любовь, становится вовлеченным в заговор князей, в итоге его крепость оказывается окружена армией джунгар.

Писать книгу по мотивам сценария для ТВ – ход оригинальный, но работа фундаментальная и никак не нацеленная "хайпануть" на сериале, даже наоборот – максимально дистанцироваться от штампованной костюмированной пышности, которую тиражируют в связи с эпохой Петра. Действительно, судя по современным книгам и фильмам, в 18 веке жили только императоры, офицеры и придворные дамы, которые меняли наряды и интриговали при случае. Сибирь в книге Иванова дремучая, могучая, таинственная, оторванная от столицы, а не марионеточное представление на старой закваске "гардемарин" или "мушкетеров". Это место со своими внутренними законами и особой атмосферой, здесь разговаривают идолы, раскольники мечтают сжечь себя заживо, пленные шведы, джунгары, башкиры, китайцы, купцы, чиновники и солдаты, язычники, шаманы и святые на бескрайних равнинах, среди лесов, озер и дикой степи создают союзы, вступают в схватку друг с другом, с силами природы и древними демонами.

Многие персонажи Иванова – реально существовавшие личности. Исходное событие – в Тобольске появляется Матвей Петрович Гагарин – первый глава Сибирской губернии, человек пришлый, государственный, в монументальности края еще не разбирается, но новые порядки постепенно устанавливаются. Главный герой повествования – Семен Ремезов, известный тем, что составил несколько карт, которые до сих пор хранятся в Эрмитаже, он хорошо знает местность, характер племен, разбросанных по Сибири, много путешествовал и как раз является "своим", мечтает построить кремль. Во второй книге архтекетон Ремезов встречает на своем пути непреодолимую преграду – царь Петр запрещает каменное строительство по всей России, так как все силы должны быть отданы только Петербургу.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

В первой книге нас подробно знакомят с каждым из многочисленных персонажей, их так много, что некоторые критики называют "Тобол" нашим ответом "Песне Льда и Огня", на этом схожести не заканчиваются – во второй части войска готовятся к войне. И все же "Тобол" – вещь по-настоящему самобытная, как самобытна сама Сибирь, она разрешает современному читателю понять интересную вещь – есть сюжеты, по жестокости, красоте и закрученности не уступающие тем, что созданы на основе истории западных стран.

В городе размещены пленные шведы (Петр в это время где-то далеко воюет с их королем), придирчивый, склонный к познанию и упорядочиванию нордический нрав показан на примере капитана Табберта Страленберга – он постоянно выискивает информацию, рисует собственную "европейскую" карту Сибири, пытается понять порядки "варваров" и педантично исследует душу староверов. Кто-то из шведов идет служить русским, кто-то мечтает вернуться домой, кто-то от слов к делу - готовит побег. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей пытается обратить в свою веру язычников, ведет беседы с шаманами, крестит темный народ, но в ответ от иноверцев получает только насмешки: "Что может ваш бог? Он один. А у нас их много и дают они больше". Филофей не хочет вступать в подобный "торг", как и любое обращение иноверцев без крови обойтись оно не может. Если одни не хотят обращаться в христианство, то другие не могут отойти от его канонов ни на волосок – вторая проблема церкви и государства – староверы. Они уже 70 лет в опале – в Сибири они создают общины, крепкие хозяйства, один из главных персонажей – одноглазый духовный лидер Авдоний, в этой части эпопеи он готовит свой "корабль" к взлету. Так изящно называли староверы "гарь", ритуал массового самосожжения. Одна из полнокровных сюжетных линий – побег любимой "бабы" старшего сына Ремезова Епифании с Авдонием и ее спасение от "гари".

Также новые власти с удовольствием берутся раскапывать могильное золото степняков, Гагарин любит посылать царю интересные и ценные безделушки из древних захоронений. Строить кремль надо – губернатор советует Ремезову "подмаслить" царя, местные казаки готовы показать холм, который сами якобы копать не хотят – "там черти под землей ходят". Средний сын Ремезова Леонтий отправляется с "расхитителями могил", но возмездие стремительно находит их и не в лице подземных чертей, а в лице вполне себе наземных наездников, степняки казнят двух осквернителей, Леонтия с другими берут в плен – на продажу.

А младший сын Ремезова записался в армию без воли отца. Эта сюжетная линия ведет войско на встречу смерти. Дипломатические игры и стратегические ходы, союзничество и вражда между китайцами, джунгарами, нравы степняков и мистические явления характеризуют второй том романа-эпопеи.

Язык Иванова затягивает своей причудливостью и, несмотря на обилие анахронизмов, словечек "иноземцев", терминологии раскольников, книга читается легко, как будто заставляя говорить и мыслить на другом языке, в другом времени, понимать и чувствовать совершенно чуждых казалось бы персонажей – говорить со "стариком" когтистым медведем, убитым и "возвращенным" к жизни через культ поедания собственной плоти, мистика инородцев в сибирском антураже рядом с демоном, явившимся к раскольникам, никак не мешает реалистичному восприятию романа, как истинно исторического полотна.

Ну, а сериал "Тобол" покажут на Первом канале уже скоро. Генпродюсер картины Олег Урушев заявил, что фильм приближён к роману Алексея Иванова. Презентации ленты запланированы в США и Китае.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU



Елена Рычкова