Аналитика


Сергей Колчин: У Минфина достаточно денег для решения проблем регионов
Экспертное мнение | В России

Минфин России разработал предложения по увеличению доходной базы территориальных бюджетов. Их цель – повышение "финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов". Разбираемся, будут ли рекомендованные меры эффективными.

Несмотря на то, что предложения финансового ведомства представлены в формате методических рекомендаций, многие их них носят декларативный характер и написаны общими фразами: "необходимы усилия по активизации экономического роста, работа по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, расширение налоговых баз по имущественным налогам, повышение собираемости налогов, поддержка малого бизнеса, мониторинг налоговой дисциплины, профилактика налоговых нарушений" и т.д.

С этим никто не спорит, однако не хватает конкретных методик. Например, рекомендаций Минфина по реализации повышения собираемости НДФЛ, по сдаче квартир в аренду или легализации трудовых отношений с иностранцами, по алгоритмам действий ответственных организаций в этом направлении. Минфин предлагает создать всевозможные регламенты по разным направлениям деятельности региональных властей совместно с налоговыми органами, но не предоставляет ни базовых вариантов, ни модельных проектов. Также рекомендуется создать разнообразные комиссии, но стандартных предложений по их функционалу и правовому обоснованию форм работы с налогоплательщиками материалы Минфина не содержат.

Надо отметить, что основные рекомендации Минфина уже давно активно реализуются регионами, например, в части проведения мероприятий по росту собираемости НДФЛ, по увеличению своего налогового потенциала и инвестиционной привлекательности.

Значительное количество рекомендаций связано с увеличением налоговой нагрузки на граждан РФ. Так, например, предлагается провести комплексные кадастровые работы по расширению налоговой базы земельного налога и налога на имущество физических лиц, активизировать работу по постановке на учет водного транспорта, увеличить налоговые ставки транспортного налога, взимать налог с арендаторов квартир, уменьшить количество налоговых льгот, развить систему платных парковок и так далее.

Рекомендации Министерства финансов не учитывают сложившиеся экономические реалии и выглядят странно, особенно при существующем многолетнем тренде снижения реальных доходов населения и его покупательной способности. Кроме того, предложения по росту налоговой нагрузки происходят на фоне профицита федерального бюджета. В 2018 году, по прогнозам Минфина, профицит бюджета превысит 2 трлн рублей, или более 2% ВВП. В последующие три года в проекте бюджета также планируется профицит. В 2019 году он составит 1,885 трлн рублей, или 1,8% ВВП; в 2020 году доходы превысят расходы на 1,183 трлн рублей, или 1,1% ВВП; а в 2021 — на 0,9 трлн рублей, или 0,8% ВВП. Поэтому любые предложения, связанные с увеличением налоговой нагрузки, должны иметь разумные социально-экономические обоснования, а не диктоваться исключительно желанием собрать больше денег. Возникает закономерный вопрос: зачем, если деньги и так девать некуда?

Финансовых ресурсов в стране вполне достаточно, и даже в избытке, в том числе для решения проблем финансового обеспечения региональных и местных бюджетов.

Можно, например, перераспределить НДС, который в настоящее время полностью поступает в федеральный бюджет, по уровням бюджетной системы. Если удалось провести сомнительное решение об увеличении налоговой ставки НДС на два процентных пункта, почему бы не направить прирост на формирование доходов территориальных бюджетов? Это, во-первых, позволило бы решить многие проблемы без дальнейшего роста налоговой нагрузки на нищающих граждан страны, и во-вторых, стимулировало бы региональные органы власти к экономическому развитию территорий.

Сергей Колчин, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова