Аналитика


Михаил Щапов: Мусорная реформа несет огромные риски для граждан
Экспертное мнение | В России

В Государственной думе был достаточно жесткий разговор депутатов с новым министром природных ресурсов Дмитрием Кобылкиным по поводу "мусорной реформы".

Напомню, что с 1 января 2019 года полностью меняются правила обращения с бытовыми отходами в России. Создаются региональные операторы, которые должны взять на себя доставку мусора от площадки во дворе вашего дома до свалки.

Для граждан реформа, на мой взгляд, несет огромные риски.

В первую очередь риск кратного роста тарифов на вывоз мусора. Если сейчас средняя семья из четырех человек, проживающая в двухкомнатной квартире площадью 50 кв. м, платит меньше 100 руб. в месяц, то с 1 января платеж может составить порядка 1 тыс. руб. Для беднейших слоев населения, для самых социально незащищенных, чей доход на семью не превышает 30 тыс. руб. – это настоящая катастрофа.

У роста тарифов масса причин и только один сдерживающий фактор – административный. Но о нем ниже.

Во-первых, на рост платежей для населения должно повлиять изменение схемы расчета тарифа. Сейчас мы платим за вывоз мусора, исходя из количества квадратных метров. С точки зрения обывателя, это справедливая система: у кого жилье больше, тот больше платит. Если ты олигарх, живущий в пятисотметровой квартире, то ты платишь больше, чем та самая семья из четырех человек в стандартной "двушке".

Но, с точки зрения государства, эта система никак не соответствует ответственности граждан за выбрасываемый мусор. Одна бабушка, живущая в двухкомнатной квартире, ведь тоже платит столько же, сколько семья из четырех человек, хотя производит мусора в четыре раза меньше.

Новая система предполагает оплату за кубометры произведенного мусора с одного человека. Например, в одном из регионов норматив сейчас предполагается на уровне 3 куба в год на одного жильца. Тариф пока обсуждается на уровне 1 тыс. 100 руб. в год за один кубометр. Это значит, что одинокие и богатые холостяки – владельцы огромных квартир и загородных домов – выиграют, так как платить будут только за себя. Для них ежемесячный платеж может даже сократиться в 2-3 раза. А вот все та же семья с двумя детьми вместо 100 руб. будет платить больше 1 тыс. руб. в месяц.

Более того, сейчас многие жители сельской местности вообще не платят за вывоз мусора. С 1 января они будут обязаны платить независимо от того, есть ли у них рядом "мусорка", или нет. Всем, кто не будет оплачивать услуги по вывозу мусора, теперь грозит административный штраф в 2 тыс. руб.

При таких параметрах, да еще и в контексте других мер Правительства, реформа выглядит чудовищно несправедливой: богатые будут платить меньше, бедные – больше.

Вторая причина роста тарифов – требования, предъявляемые к полигонам. По сути, на каждый регион остаются буквально одно-два места, куда будет свозиться мусор. В европейской части страны везти придется иногда за 100-200 км. В Сибири – за 300-400. Есть абсурдные ситуации, когда от поселка до ближайшего полигона – 500 км по прямой и довезти мусор можно только самолетом, дороги просто нет.

Отдельная проблема складывается с Москвой и Подмосковьем. Из Москвы мусор хотят и вовсе возить в Архангельскую область. Это уже вызвало самые массовые протесты в истории Поморья. Но такие дальние перевозки значительно удорожат тариф для всего населения и, боюсь, это вызовет куда большие протесты по всей стране.

Третья причина для роста тарифов – тот факт, что разработанные федеральными чиновниками правила совершенно не учитывают ситуацию в регионах. Где-то перевозками мусора занимается одна компания, а где-то с десяток "малышей". Региональные операторы не хотят с ними работать. А значит, есть немалый риск, что в начале января к части домов по всей стране мусоровозы просто не приедут. Однажды я видел, что бывает, если не вывозить мусор из двора многоквартирного дома неделю – площадка полностью заполняется мусором, и это совершенно реальная угроза здоровью жителей. Чтобы решить проблему, регоператоры будут закупать технику и нанимать дополнительный персонал – это все также будет создавать предпосылки для роста тарифа.

Наконец, четвертая причина для роста платежей – монополизация рынка, которая заложена в самой реформе. Региональные операторы получают огромные территории в свое управление, конкурировать им просто не с кем. Там, где нет конкуренции, цены растут очень быстро.

Никто не спорит с тем, что и экологические проблемы нужно решать, и откладывать реформирование отрасли необходимо, но возникает вопрос, какую цену заплатят граждане? Особенно когда их реальные доходы сокращаются четыре года подряд.

Чтобы расставить все точки над i, я задал вопрос министру природных ресурсов Кобылкину, что его министерство намерено делать, чтобы не допустить такой катастрофический сценарий? Министр обещает, что не допустит резкого роста тарифов: ФАС будет следить за тем, чтобы тарифы не выросли больше, чем на 4-5% за год.

Верится в это с трудом, и есть большое подозрение, что дыры в бюджете регоператоров будут закрываться либо из региональных бюджетов, либо за счет хронического недофинансирования модернизации всей отрасли. В конечном итоге, боюсь, в один прекрасный момент региональные операторы попросят недостающие деньги из бюджета страны и, чтобы не повышать нагрузку на граждан, нам придется снова вернуться к этой проблеме. Но тогда возникнут серьезные вопросы к разработчикам реформы. Ведь любая реформа должна повышать эффективность отрасли, делать ее бездефицитной, повышать качество услуг для людей, а не наоборот.

В любом случае, мы, как депутаты, будем внимательно следить за тем, чтобы тарифы для граждан не повышались, и очень надеемся на активную позицию всех владельцев жилья.

Депутат Госдумы РФ Михаил Щапов