Аналитика


Передел "мусорного" рынка на Среднем Урале: "Спецавтобаза" установит частную монополию?
Политика | Свердловская область | Уральский ФО

"Мусорная" реформа, первые результаты которой россияне почувствуют после новогодних праздников, имеет шанс стать очередной непопулярной мерой, принятой руководством страны в отношении своих граждан. Тарифы на вывоз и размещение на свалках твердых бытовых отходов (ТБО) для подавляющего большинства населения вырастут, а повышения качества услуг в перспективе не ожидается. Эксперты уже называют одной из причин роста платежей монополизацию рынка, которая заложена в самой реформе.

В Свердловской области на рынке управления ТКО сложилась неоднозначная ситуация. С января 2019 году в регионе начнет действовать новая система сбора, транспортировки и утилизации бытовых отходов. Если сейчас свердловчане платят за вывоз мусор с квадратного метра квартиры, то новый тариф предполагает оплату с каждого прописанного человека. Как ранее сообщало Накануне.RU, плата свердловских домохозяйств за вывоз мусора вырастет в разы, а в новых расчетах остается немало "белых пятен".

Напомним, ЕМУП "Спецавтобаза" (САБ), которая обслуживает в том числе Екатеринбург, выставила цену в 698 руб. за кубометр мусора, "ТБО "Экосервис" (западная зона) – 713 руб. за кубометр. Самый дорогой тариф оказался у компании "Рифей" (Нижний Тагил) – 846 руб. за кубометр. Эти тарифы являются максимальными, следовательно, региональные операторы могут их снижать.

"Платеж для физических лиц, зарегистрированных в многоквартирных домах Екатеринбурга, будет формироваться из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, а для проживающих в частном секторе в областном центре – 0,261 кубометра с человека в месяц. Для остальных жителей Свердловской области соответствующие величины составят 0,169 и 0,190 кубометра в месяц", – сообщили в РЭК.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер предсказывал, что после утверждения тарифов с одного прописанного в квартире жильца будет взиматься около 160 руб. в месяц. Так и вышло. При этом в Нижнем Тагиле с одного прописанного будут брать 143 руб. с человека (в частном секторе – 160,71 руб.)

Получилось, что при меньшем тарифе, установленном РЭК, в Екатеринбурге плата с жильца оказалась выше, чем в Тагиле, где действует самый дорогой тариф. Аргумент – жители областной столицы мусорят больше, чем тагильчане…

Остается констатировать: среднестатистическая семья из четырех человек, проживающая в квартире площадью 70 кв. м, с 1 января 2019 года будет платить за вывоз мусора примерно в 8 раз больше. При этом региональные операторы, боровшиеся за право осуществлять все манипуляции с ТКО от контейнера во дворе до полигона, в один голос заявляют, что тарифы РЭК не позволят им выйти на рентабельность.

Но позвольте, если реформа, запущенная федеральным законодателем, так ведет себя на старте, то, может, есть смысл ее приостановить? А то получится, как с капремонтом, когда народ массово отказывался платить взносы, не подозревая, что попавшись на крючок договора-оферты (один раз оплатив квитанцию за капремонт), дальше остается только вносить деньги, которые конкретно на твой дом потратят неизвестно когда и как.

И вообще, если регоператоры недовольны, граждане недовольны, управляющие компании пока тоже молчат, кто тогда выступает за "мусорную" реформу? Получается, что только правительство страны – в своей традиционной форме обращения к народу "надо потерпеть, а то потом хуже будет". Но можно привести контраргумент – сначала пошагово продумайте реформу, а пока пусть всё остается, как есть: платить с квадратного метра жилой площади.

Ведь сегодня даже управляющие компании не сетуют на недостаток средств для работы с отходами. Зато заранее жалуются на нехватку финансов регоператоры, строя планы на "шкуру медведя" в виде колоссальных денег, изымаемых у населения под флагом "мусорной" реформы.

В Екатеринбурге прошли соревнования среди водителей грузовиков(2010)|Фото: Накануне.RU

"Это принцип нашего бизнеса и наших бизнесменов, – заявил Накануне.RU Вячеслав Вегнер. – Они до конца будут орать, что им мало. Но давайте вернемся к "великому призраку" [коммунизма], что бродит по Европе. Карл Маркс говорил, что при прибыли 300% капиталист готов убить собственную мать. Вот и всё. Это просто желание бизнесменов получить как можно большую прибыль с наименьшими затратами".

Депутат областного заксобрания убежден, что, говоря о собственных затратах в ущерб прибыли, коммерсанты, как минимум, лукавят.

"Они [операторы] заявились на конкурс, выиграли его, а теперь пытаются "сыграть на повышение" расценок, – считает Вегнер. – Ничего, кроме как желания нажиться, я здесь не вижу".

По мнению парламентария, в заложенных тарифах можно предусмотреть даже инвестиционную составляющую, но для этого надо составлять договоры с подрядчиками так, чтобы оставались средства на развитие.

"Но та же "Спецавтобаза" практически всю сумму отдала перевозчику ТКО. Что за этим решением стоит – говорить не буду", – отметил Вегнер, не исключив ошибку регоператора, "основанную на незнании или отсутствии опыта на начальном этапе".

Таким образом, депутат поостерегся предполагать умысел руководства САБ при заключении заведомо невыгодных для себя условий с перевозчиками мусора. Хотя, по его же словам, "Рифей" своих транспортных операторов разве что не "прессует", заставляя возить мусор по низким ценам. И ведь возят.

Тут стоит отметить, что саму "Спецавтобазу" в последние время лихорадит. Смена менеджеров САБ совпала с намерениями городского руководства приватизировать это муниципальное унитарное предприятие (МУП). Федеральный ветер в данном случае удачно дует в местные паруса: на уровне правительства страны прозвучали заявления о необходимости передачи МУПов частникам для повышения их экономической эффективности. Причем, за сколько можно будет продать муниципальные предприятия после их акционирования, пока остается за кадром – как и имена потенциальных покупателей на этот очень финансово лакомый кусок городского пирога.

Напомним: еще до своего назначения мэром Александр Высокинский заявлял, что не считает необходимым отдавать МУПы в частные руки.

"Мы на сегодня с большим опасением смотрим, как приватизируются областные коммунальные предприятия. Мы понимаем, чем это чревато, мы с большим опасением смотрим, как это проводится в целом по стране. Поэтому мы не являемся сторонниками и, я уверен, эту позицию выдержим. Никакой приватизации не будет", – говорил Высокинский в сентябре.

Но после выборов в гордуму и утверждения на пост главы, приватизация МУПов, в том числе и САБа, стала одним из первых шагов назначенного по конкурсу Высокинского. На сегодня вопрос с САБ практически решен: предприятие уйдет с торгов в 2020 году.

Интересно, что продолжением темы стало увольнение директора САБ Сергея Пономарева и еще ряда сотрудников муниципального предприятия без объяснения причин. Причем это произошло уже после того, как Пономарев и его юристы выиграли суд против тюменской компании "Рифей" – структуры корпорации СТС Алексея Боброва и Артема Бикова.

"Видимо, будут готовить нового управляющего к акционированию предприятия", – прокомментировал Вегнер смену руководства САБ, не исключив, что для регоператоров могут наступить "золотые времена", если их не контролировать.

А вот что написал на своей странице в социальной сети депутат думы Екатеринбурга Дмитрий Сергин:

"Принял решение обратиться к главе Екатеринбурга Высокинскому за разъяснениями причин столь массовых увольнений руководящего звена екатеринбургских МУПов. При том не просто предприятий, а являющихся монополистами в обеспечении жизнедеятельности 1,5-миллионного города. Что это? Выполнение неких обязательств, месть мифическим "людям Тунгусова" или раздача постов по принципу "лучше плохонький да свой"?

Как сегодня пояснили Накануне.RU в пресс-службе мэрии города, вопрос назначения нового директора "Спецавтобазы" главой Екатеринбурга еще не поднимался.

Свердловский эколог-общественник Андрей Волегов, комментируя Накануне.RU ситуацию с региональными операторами, отметил, что позиция РЭГ и областного министерства ЖКХ, курирующего коммунальные вопросы, очень невнятная.

"Заместитель министра ЖКХ Егор Свалов на всех публичных мероприятиях продолжает заявлять, что тарифа больше 670 рублей за кубометр мусора в регионе не будет, – говорит Волегов. – То есть меньше может быть, а больше – нет. Но в итоге видим обратное. По Красноуфимску, например, где у жителей зарплаты вообще мизерные, тариф от РЭК - 713 рублей. Я писал об этом Свалову, он ответил "не мы решение принимали".

мусоровоз, мусор, помойка(2018)|Фото: Накануне.RU

После этого общественник обратился в РЭК, где ему долго не отвечали, ссылаясь на занятость, а в итоге от комментариев отказались. При этом тарифы уже были рассмотрены и утверждены.

"Сообщил обо всем этом Свалову, он в ответ сказал "благодарю за информацию", – вспоминает эколог. – После чего доверия к чиновникам областного министерства ЖКХ у меня лично нет никакого".

Теперь из Красноуфимска, где жители считают тариф грабительским, народ готов приехать с пикетами к зданию РЭК в Екатеринбурге. Там даже создали инициативную группу в ходе общественного обсуждения "мусорной" реформы.

"Жители мне лично звонят, спрашивают, где находится РЭК, говорят, собрались пикетировать, – описал ситуацию Волегов. – Я им пока объяснил, что для начала надо получить информацию, на основании чего РЭК установила тарифы выше, чем те, что изначально планировало областное министерство ЖКХ. Пока ясности в вопросе никакой".

При этом в Нижнем Тагиле глава города совместно с депутатами подняли серьезную "волну" против расценок "Рифея". А местные бизнесмены тем временем делятся мнением, что для "Путинграда" РЭК установила такой тариф, потому что здешний полигон станет местом сбора мусора, свозимого со многих северных территорий, мол, транспортное "плечо" большое, и затраты соответствующие.

Общественник считает, что РЭК надо принимать решения в первую очередь в интересах жителей, а уже потом заботиться о финансовом благополучии бизнеса. Для этого с участием представителей всех трех региональных операторов РЭК следует провести общественные слушания, чтобы вынести непростой вопрос обоснованности тарифов в публичное поле.

Очевидно, что на Среднем Урале готовится большой передел "мусорного" рынка. Но вот его конфигурация пока многим неясна. По одной из версий, якобы "Рифей" в Нижнем Тагиле будет подвергнут публичной обструкции (которая, в принципе, уже началась), чтобы у областной власти во главе с губернатором появился повод убрать этого оператора с рынка (хотя не секрет, что бизнесмены Биков и Бобров ему давно и хорошо знакомы). На западном направлении, где работает "Экосервис", работа тоже ведется: оператора могут вообще лишить лицензии из-за частых пожаров. И останется на всю Свердловскую область "Спецавтобаза" – пока еще МУП, но с прицелом на акционирование и приватизацию. Потому и "протунгусовское" руководство САБ (Пономарева и его замов) убрали заранее, чтобы вчерашним политическим оппонентам Евгения Куйвашева не достались активы путем "недружественного поглощения".

Тенденцию на монополизацию рынка в регионах вследствие федеральной "мусорной" реформы подтверждают в Госдуме.

"Региональные операторы получают огромные территории в свое управление, конкурировать им просто не с кем, – заявил Накануне.RU депутат Госдумы РФ Михаил Щапов. – Там, где нет конкуренции, цены растут очень быстро".

Парламентарий отметил, что экологические проблемы действительно нужно решать, и откладывать реформирование отрасли необходимо, но возникает вопрос, какую цену заплатят граждане? Особенно когда их реальные доходы сокращаются четыре года подряд. Но при этом Щапов выразил опасение: в один прекрасный момент региональные операторы попросят недостающие деньги из государственной казны.



Андрей Яловец