Аналитика


Стоимость бензина в России подскочит до 50 рублей за литр, и это не предел
Экономика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым | Мурманская область | Воронежская область

Цены на бензин, рост которых в 2018 г. Правительство сдерживало в ручном режиме, в 2019-м снова пойдут вверх. Предпосылки создали сами власти, решив одновременно с увеличением ставки НДС вернуться к повышению акцизов. Кроме того, в марте следующего года заканчивается соглашение нефтяников о сдерживании цен.

По данным Росстата, за январь-ноябрь 2018 г. потребительские цены на автомобильный бензин увеличились на 9,5%, в то время как общая инфляция составила 3,2%. В сравнении с показателями ноября 2019-го бензин подорожал на 11%. Дизельное топливо к середине декабря выросло в цене на 14,8%. Годовой рост цен на автомобильный бензин может достигнуть 9,6% – самые популярные марки топлива Аи-95 и Аи-92 дорожают более быстрыми темпами.

Последние месяцы цифры на стелах АЗС большинства регионов не меняются, но средняя цена литра автомобильного бензина в 2018 г. увеличилась до 43,44 руб. Аи-98 уже перешагнул отметку в 50 руб. за литр, к 47 руб. приближается стоимость литра "дизеля". Аналитики не исключают, что после прекращения действия соглашения с нефтяными компаниями (договоренности о не повышении цен заключены до марта 2019 г.), цены на топливо в России приблизятся к 50 руб. за литр.

Один из факторов – "налоговый маневр". Напомним, закон предусматривают постепенное снижение в течение шести лет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Одновременно будет повышаться НДПИ, взимаемый при добыче. Для поддержки переработки и избежание роста цен на бензин внутри страны установлены отрицательные акцизы. Механизм введения демпфирующей компоненты и отрицательного акциза предусматривает возмещение, если средняя цена экспортной альтернативы превышает базовые цены, установленные федеральным законом. Такая система субсидий создает неравные и неконкурентные условия для развития бизнеса, так как нацелена на компенсации определенному сегменту рынка, об этом говорит исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова.

топливо, бензин, заправка, АЗС, машина(2018)|Фото: Накануне.RU

"Сам механизм выплаты субсидий носит больше экспериментальный характер, так как не только нефтеперерабатывающие предприятия, но и бюджетные вычеты находятся в зоне неопределенности, что при высокой волатильности цен нефтяного рынка несет высокие риски и для собственников НПЗ, и для отрасли, и для государства", – рассказала она Накануне.RU, добавив, что в этих условиях в новом году может продолжиться передел рынка и сфер влияния – не исключено сокращение независимых АЗС и числа действующих независимых мощностей НПЗ и ГПЗ.

Рынок по продаже бензина с АЗС – это рынок олигополии, отметил в беседе с Накануне.RU директор по бизнес-образованию факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Олег Филиппов. "В России идет постепенное укрупнение всех рентабельных рынков. Собственников независимых АЗС постепенно будут подталкивать к продаже бизнеса. Я думаю, что 2019 -2020 гг. станут определяющими", – сказал он.

Здесь стоит добавить, что независимым игрокам сложно выжить не только в топливном секторе. Как сообщало Накануне.RU, государственный "Сбербанк" вошел в органы управления одного из крупнейших частных игроков в секторе переработки – группы "Новый поток". НПЗ компании в декабре из-за недостатка средств вынуждены были прекратить переработку, восстановить поставки нефти удалось лишь после привлечения многомиллиардных кредитов "Сбербанка".

Переход от налога на экспорт к налогам на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход может отразиться на внутренних ценах, соглашается профессор РЭШ Наталья Волчкова, так как решение делает цену на топливо в России гораздо более чувствительной к изменениям нефтяных котировок.

"Рост цен на нефть на мировом рынке, который прежде нивелировался внутри страны экспортным налогом, теперь будет в большей степени транслироваться в цены на топливо внутри страны. В 2018 г. потребители бензина это очень хорошо почувствовали – а в следующем эффект может быть даже более значительным, что чревато ростом социальной напряженности", – говорит она.

Традиционно сильный вклад в рост цен на топливо внесут налоги: НДС и акцизы. От повышения последних в 2019 г. власти отказываться не планируют. С января 2019 г. акцизы на дизельное топливо увеличатся на 2,7 тыс. руб. за тонну, на бензин – на 3,7 тыс. руб. Акцизная составляющая рано или поздно включается в стоимость бензина, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"В первый месяц после повышения акцизов цены могут оставаться прежними, потому что АЗС будут работать со складскими запасами топлива. Но с течением времени, максимум – через три месяца, размер акцизов включат в потребительскую цену", – рассказал он Накануне.RU.

НДС нефтяники отыграют уже в начале года, повысив цену на 1,7%, второй скачок может произойти весной, как следствие роста акцизов и окончания действия "сделки" с властями.

Оптимистичный сценарий топливной инфляции – прибавка по 0,5% ежемесячно после индексации цен на 1,7% в январе. Это гарантированный прогноз по ценам на заправках ВИНК, он определит рост цен на продукты: овощи, молоко, хлеб и мясо птицы, прогнозируют аналитики РЭУ. Текущая ситуация на топливном рынке говорит в пользу такого сценария: впервые с начала года продажа бензина на внутреннем рынке стала выгоднее, чем экспортные поставки. Причина – в падении стоимости нефти при более менее постоянном курсе национальной валюты. Однако в 2019-м "черными лебедями" для топливного рынка могут стать события на внешнем контуре.

"Исходя из текущей ситуации, повышение цен в будущем году может пройти по уровню инфляции, но какой она будет – здесь нет определенности. В конце 2017 г. у Центробанка были одни ориентиры на 2018 г., но они изменились под влиянием санкций, волатильности валюты и других событий. В будущем году внешние факторы тоже могут серьезно повлиять на инфляционные ожидания и, как следствие, на ситуацию на топливном рынке", – говорит Пикин.

Одним из рисков для внутреннего рынка топлива станет сделка ОПЕК+, предусматривающая сокращение добычи для повышения мировых цен на нефть. Напомним, перераспределение поставок нефтепродуктов в пользу экспортного направления в 2018-м произошло именно на фоне удорожания нефти.

Из-за контроля за розничными ценами по новым правилам в 2019 г. будут жить корпоративные клиенты АЗС, предполагают эксперты рынка. В 2018 г. нефтяники уже меняли условия обслуживания по топливным картам, программы для юрлиц пока находятся вне зоны контроля Правительства. В 2019 г., если цены будут искусственно сдерживаться, отрасль станет еще изобретательнее, говорит Филиппов:

"Это бизнес, а в нем любые инструменты хороши. АЗС при необходимости будут пытаться любыми способами увеличить денежный поток. Конечно, АЗС будут стараться снижать свои расходы, но и поставят цель получать дополнительные доходы от клиентов. В следующем году клиентам следует ждать "инноваций".



Алёна Ласкутова