Аналитика


Дефицит Пенсионного фонда предложили оплатить льготами "Газпрома"
Экономика | В России

Источником пополнения Пенсионного фонда может быть отмена ряда неэффективных налоговых льгот. Мера, которая даже не рассматривалась Правительством, даст бюджету в два с лишним раза больше денег, чем пенсионная "реформа". О том, что отдельные преференции не приносят положительного результата на протяжении нескольких лет, говорит Счетная палата. Экспертный центр Конфедерации труда России пришел к выводу, что ключевые получатели льгот не инвестируют средства в модернизацию производств, а в ряде случаев многомиллиардные "скидки" по налогам являются политическим решением.

Объем налоговых льгот в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился более чем на 700 млрд руб. до 3 трлн руб. Сумма недополученных доходов растет ежегодно, к 2021 г. она достигнет 3,3 трлн руб., следует из прогноза Минфина. Большую часть льгот — порядка 1,2 трлн руб. — получают добывающие отрасли. На втором месте сельхозпроизводители (451 млрд руб.), замыкают тройку резиденты Калининградской области, которая с 2018 г. получила статус особой экономической зоной. Здесь стоит добавить, что в 2016 г. Счетная палата признала результаты деятельности ОЭЗ неэффективными: государство потратило на одно рабочее место почти 10 млн руб., а общий объем инвестиций резидентов достиг 218 млрд руб. — лишь 33,5% от заявленного объема.

распределение налоговых льгот, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

Вопросы к обоснованности значительных льгот в России возникают из-за того, что отечественный бизнес по объему налоговой нагрузки отстает от многих более развитых и находящихся на сравнимом уровне развития экономик, по данным Всемирного банка, Россия занимает 52 место в мире. И часто освобождение от налогов получают высокоприбыльные компании, которые в этом не нуждаются.

Налог на добавленную стоимость

В 2017 г. объем налоговых льгот и преференций, предоставляемых бизнесу только по НДС, составил колоссальные 8 111,1 млрд руб. Это почти в два раза больше, чем всего было собрано за год по этому налогу. Основу этой суммы составляют сделки, которые формально являлись операциями купли-продажи, но при этом не создавали добавленной стоимости, например, продажа ценных бумаг и долей в уставном капитале компаний, указывают эксперты КТР в докладе "Изменение налоговых льгот как возможность увеличить социальные расходы". В 2018 г. Минфин оценивает формально недополученный НДС только по этой статье в 8 205 млрд руб.

По мнению экспертов, отмена нулевой ставки НДС для ряда товаров и услуг принесет в бюджет 268,2 млрд руб. Речь идет, например, о вывозе товаров резидентами ОЭЗ. Вместо льгот эксперты предлагают использовать механизм целевого субсидирования. Налоговые льготы по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (действуют с 2008 г.) необходимо связать с достижением целевых показателей соответствующих отраслевых стратегий, считают в КТР. Например, рынок информационных технологий растет в два раза быстрее остальной экономики, его совокупный объем достиг 1 трлн руб. IT- компании платят пониженные страховые взносы на зарплату сотрудников — 14% вместо 30%. По совокупности действующих льгот и мер поддержки отрасль информационных технологий — одна из самых опекаемых государствам, поэтому она может рассматриваться как плательщик НДС без ущерба для ее развития и роста.

Налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина

Половина из 720,4 млрд руб. льгот, полученных недропользователями в 2018 г. — ставки по выработанным месторождениям. Суммарные льготы по экспортной пошлине составят 169,4 млрд руб. на вывоз нефти и 87,7 млрд руб. на вывоз газа. Льготы по экспортной пошлине на газ полностью относятся к проекту "Голубой поток".

"Проект изначально был политически, а не экономически мотивированным, так как затраты на строительство газопровода не могли окупиться в разумные сроки. В результате Российская Федерация как сторона в соглашении о поставках газа в Турцию освобождает "Газпром" и "Газэкспорт" от уплаты экспортной пошлины, а также других налоговых сборов до полной окупаемости инвестиций, но не более чем до 31 декабря 2015 г. включительно. Окупаемости к 2016 г. так и не наступило и льготы были продлены", — говорится в докладе.

Послабления при взимании таможенных пошлин распространяются также на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. Объем льгот составил 102,7 млрд руб.

"Суть таких соглашений сводится к привлечению инвестиций в добывающие отрасли со стороны иностранных резидентов на территории РФ взамен на благоприятные условия хозяйственной деятельности. И если в условиях глубокого экономического кризиса и разрухи привлечение таких капиталовложений может быть оправдано задачами наращивания инвестиций как части совокупного спроса, то в современных реалиях такие меры лишь усугубляют межотраслевые дисбалансы", — отмечено в документе КТР.

Курс на обеспечение сырьевым корпорациям самых благоприятных условий существования позволил добывающей промышленности даже в условиях резкого падения цен на углеводороды в 2014 г. получить суммарную прибыль в 1,98 трлн руб. В период с 2010 по 2017 г. капитализация нефтегазового сектора выросла на 32% (с 12,5 трлн руб. до 16,5 трлн руб.), а прибыль — на 35,5% (с 3,1 трлн руб. до 4,2 трлн руб.). За то же время реальный ВВП РФ вырос лишь на 9,5%, а реальные доходы населения снизились на 2,5%.

Вместе с тем российские сырьевые компании избегают инвестиций в восполнение изношенного капитала и инфраструктуры, о чем свидетельствует постоянный рост показателя износа основных фондов, который превышает 57% в добывающей промышленности.

степень износа основных фондов в экономике, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

"Политика низких экспортных пошлин в совокупности с созданием благоприятных условий для экспортеров на валютном рынке стала причиной постоянного наращивания нефтяного экспорта. Так, период с 2000 по 2015 гг. доля российской нефти и нефтепродуктов, направляемых на экспорт, выросла с 31% до 65%. Это приводит к сокращению предложения топлива на внутреннем рынке, завышению цен и росту издержек большинства отраслей российской экономики, в особенности сельского хозяйства, грузового и пассажирского транспорта. Сокращение льгот по экспортным пошлинам будет способствовать перераспределению предложения в пользу внутреннего рынка, что отвечает интересам российской экономики", — говорится в докладе.

Общая сумма дополнительных поступлений в бюджет от отмены льгот в нефтегазовой сфере в 2017 г. может быть оценена в 598,6 млрд руб.

Налог на прибыль

Льготы по налогу на прибыль предоставляют малому бизнесу, резидентам особых экономических зон, сельхозпроизводителям. Региональные власти имеют право понизить налоговую ставку с 18 до 13,5% для компаний, реализующих приоритетные проекты. Порог инвестиций порой довольно низкий, например, в Псковской области достаточно вложить 2 млн руб.

Наиболее успешный опыт в привлечения инвестиций в регион у Татарстана и Калужской области — в этих регионах наблюдался наибольший прирост инвестиций в секторах, не связанных с добычей ресурсов. Опыт стали копировать другие регионы, при этом эффект от наличия налоговых льгот уже не играет существенной роли.

Структура налоговых льгот, которые могут быть отменены, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

Всего по налогу на прибыль в 2017 г. было собрано 3,29 трлн руб. Министерство финансов оценивает общую сумму налоговых льгот в 123,9 млрд руб. Налоговая инспекция добавляет к этой сумме стандартные вычеты из налогооблагаемой прибыли убытков предыдущих периодов и общая сумма увеличивается до 225,5 млрд руб.

По оценкам экспертного центра КТР, размер дополнительных доходов бюджета в случае отмены части льгот по налогу может составить 125 млрд руб.

Налог на имущество

По этому налогу государство предоставляет большое количество льгот, сумма которых оценивается в 445,3 млрд руб. Самые большие доходы — 289,6 млрд руб. — бюджет теряет от освобождения от налога движимого имущества, поставленного на баланс предприятий после 1 января 2013 г. Льгота прекращает действовать с 1 января 2018 г., региональные власти могут самостоятельно решать, оставлять льготу или облагать движимое имущество по ставке до 1,1%.

У экспертов вызывает сомнение необходимость освобождения магистральных трубопроводов от уплаты налога. Общая сумма льгот оценивается Минфином в 35 млрд руб., их планируют полностью отменить уже в 2020 г. В целом по налогу на имущество может быть собрано дополнительно 324,3 млрд руб.

Итоги

Суммарно потенциальные доходы бюджета от отмены части налоговых льгот могут составить 1,451 трлн руб., или 4,5% от существующих доходов консолидированного бюджета. В совокупности с дополнительными доходами от повышения НДС эта сумма полностью покрывает дефицит Пенсионного фонда. "Доход" от пенсионной "реформы", напомним, прогнозируется в размере 600 млрд руб.

При этом составители доклада развеивают основной аргумент властей о том, что повышение налогов потенциально может увеличить попытки ухода от платежей. Риски возможны только в части налога на прибыль и НДС, говорят в КТР. Занижение налоговой базы, например, по налогу на имущество существенно увеличивает налог на прибыль, так как уменьшаются расходы на амортизацию основных средств. Уход от НДПИ и экспортных пошлин в силу особенностей их администрирования и контроля практически невозможен.

"Оптимизация налоговых льгот может выступить лишь частью назревшей масштабной налоговой реформы, в рамках которой ключевыми шагами стали бы введение прогрессивной шкалы НДФЛ, увеличение налогов на рентные доходы, сокращение имущественного налога на граждан со средними и низкими доходами", — считают авторы.