Аналитика


"Латиноамериканский майдан": устоит ли Мадуро?
Политика | За рубежом

В субботу, 2 февраля, Венесуэле предрекают новую волну протестных выступлений. В этот день исполняется 20 лет Боливарианской революции, когда предшественник нынешнего главы государства Уго Чавес стал президентом. На площади выйдут сторонники действующего президента Николаса Мадуро и сторонники лидера оппозиции Хуана Гуайдо. Нищета, нехватка продовольствия и медикаментов, внешняя экономическая изоляция, амбиции претендующей на мировое господство соседней страны – эксперты называют целый клубок причин протестов в Венесуэле и пытаются спрогнозировать ход событий и участие в них России. Подробности – в материале Накануне.RU.

23 января председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы и так называемый лидер оппозиции Хуан Гуайдо провозгласил себя и.о. президента вместо Николаса Мадуро, недавно возглавившего латиноамериканское государство во второй раз и не признанного Организацией американских государств и Вашингтоном.

Неудобоизбранный президент

Николас Мадуро изначально был неудобен властям США, имеющим виды на углеводородные богатства Венесуэлы.

"Ставшая традиционной политика двойных стандартов налицо, – считает первый заместитель председателя комитета СФ РФ по международным делам Владимир Джабаров. – Это ничем не маскируется. Мадуро не подходит, он не находится в сфере влияния американцев. Значит, Мадуро должен уйти. Предлагается феноменальная схема, которую США применяли в Африке, Ираке и на Украине. США пытаются сместить неугодный режим и поставить власть, которая бы следовала в фарватере внешней политики Вашингтона".

Сенатор добавил, что разведка США принимала участие в выработке плана по свержению законно избранного президента Венесуэлы. При этом американские власти не стесняются предостерегать Россию от вмешательства в выборы США в 2020 г.

"Удивляет, как американцы цинично вмешиваются во внутренние дела других государств", – заметил Владимир Джабаров на пресс-конференции "Национальной службы новостей".

Президент РФ Владимир Путин и его венесуэльский коллега Николас Мадуро(2017)|Фото: kremlin.ru

Нелегитимные выборы?

Парламент Венесуэлы считает прошедшие в прошлом году выборы президента нелегитимными. И у оппозиции есть на то основания, сообщил ученый секретарь института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь.

"Правительство и оппозиция – парламент – считают друг друга нелегитимными. Оппозиция считает, что президентские выборы проходили не на равных условиях и с огромными нарушениями, с "зачищенными полянами". Поэтому оппозиция выборы бойкотировала, не пришло огромное количество избирателей – меньше половины, хотя обычно президентские выборы популярны: явка составляет 70-80%. Выборы прошли, когда было удобно власти – когда оппозиция переживала кризис. Выборы были специально передвинуты на этот срок. На тот момент оппозиция была сильно раздроблена", – рассказал ученый.

Так, конституционные предпосылки для свержения Мадуро, по его мнению, есть. Другой вопрос – сможет ли национальная ассамблея доказать нелегитимность президента.

"Верховный суд постановил, что со стороны ассамблеи было проявлено неуважение – она не выполнила ряд требований Верховного суда и была лишена ряда полномочий", – добавил Розенталь.

Сейчас европейские страны выдвигают ультиматум о проведении "свободных выборов" в Венесуэле. Как это сделать, пока непонятно, ведь избирательная система подчинена президенту, на эти выборы оппозиция не пойдет. А на выборы под контролем международных организаций не пойдут сторонники Мадуро, заметил эксперт.

Гуайдо – лидер оппозиции?

Хуана Гуайдо нельзя назвать 100%-м лидером оппозиции: оппозиция Венесуэлы слишком раздроблена, рассказал Розенталь. Можно говорить, что Гуайдо представляет большинство оппозиции, ее новое поколение.

"Он представляет партию "Народная воля" – это радикальная партия, не готовая идти на компромисс с властью. Но, несмотря на радикализм, я не могу назвать ее крайне правой. Она прагматично выстраивает отношения с международным сообществом", – добавил Розенталь.

Рейтинг Гуайдо с декабря 2018 г. поднялся с 5 до 74%.

"Какая составляющая этого рейтинга искусственная, какая действительно народная – сложно сказать. С моей точки зрения, это такой медиапроект, который в настоящее время сильно раздут, и не факт, что начнет сдуваться", – отметил ведущий научный сотрудник центра политических исследований Андрей Пятаков.

билборд накануне(2007)|Фото: Накануне.RU

Есть ли шансы у Мадуро?

"Ситуация внутри страны тяжелая, но не безнадежная: Мадуро по-прежнему контролирует силовые структуры, армию, у него большое количество сторонников. У него 30% сторонников, у оппозиции больше, но они разные – левые, правые, разные силы, которые зачастую не готовы договариваться. Пока Мадуро и сторонники сохраняют единство, у него есть все рычаги, но с каждым днем их все меньше", – высказался Дмитрий Розенталь.

Мадуро должен предложить народу программу выхода из кризиса, уверен заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипакадемии МИД Иван Сурма.

"Если Мадуро продержится месяц, ему удастся скоординировать деятельность элитных кругов и усилить поддержку у народа, но он должен представить программу социально-экономического выхода из ситуации", – пояснил эксперт.

"Один из вас предаст меня"

Эксперты убеждены, Мадуро может предать собственная армия. Если генералитет – на стороне правительства, средний офицерский состав и молодые военные могут прельститься перспективами сделать огромный шаг в своей карьере и помочь оппозиции свергнуть власть.

"Гуайдо ведет тайные переговоры с представителями вооруженных сил. Низшие военные могут дрогнуть. Молодые офицеры могут быть в восторге от того, что они получают шанс сделать шаг в карьере – выступить гарантом новому президенту и выразить неповиновение Мадуро. Если Мадуро удастся сохранить целостность армии, он победит", – выразил свое мнение Владимир Джабаров.

В армии Боливарианской республики часто происходят разногласия, это выражается в отставках, заметил Дмитрий Розенталь.

"Власть не до конца доверяет военным. Гуайдо проводит переговоры с армией, он пообещал амнистию для всех военных, призывает родственников военных повлиять на их решение. Американцы влияют на армию и создают впечатление, что готовятся к вторжению. В случае вторжения венесуэльская армия может перейти на сторону оппозиции. Все больше солдат младшего состава критикуют правительство. Вооруженные силы могут расколоться", – подтвердил эксперт.

Нищета

Неинтересный США президент и "нелегитимные выборы" – не единственные причины народных волнений. Природа протестов социальная: население Венесуэлы устало от нищеты, нехватки продуктов и медикаментов.

Самые бедные слои населения получают продовольственные пакеты с минимальным набором продуктов и обгоняют "средний класс", который этой социальной помощи лишен, рассказал заведующий лабораторией компьютерных сетей центра международного сотрудничества Института Латинской Америки РАН Виктор Семенов.

По его словам, в 2013-2015 гг. темпы падения валового продукта составляли 3%, а в 2016-2018 гг. достигли 14,5%.

"Инфляция – 1,5 млн процентов. Одна из основных угроз для Венесуэлы – угроза дефолта. Сейчас Венесуэла имеет свыше 8 млрд долларов просроченных долгов, она перестала платить эти просроченные обязательства, и они растут, как снежны ком. Порядка 3 млн венесуэльцев находятся за границей – в основном это критически относящийся к Мадуро средний класс", – сообщил Виктор Семенов.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Владимир Джабаров критикует "левацкие" методы Мадуро в экономике.

"Венесуэла живет очень бедно, и Мадуро не удалось повысить уровень жизнь венесуэльцев. У него левацкие методы были – он за бесценок продавал бензин. С точки зрения экономики это не очень здорово. Если оппозиция придет к власти, цены взлетят", – предположил сенатор.

билборд накануне(2007)|Фото: Накануне.RU

Венесуэла могла бы пойти по китайскому экономическому пути – сохранить социализм, но с элементами рыночной экономики, если бы не настроения граждан, считает ученый секретарь института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь.

"Экономические проблемы столь велики, что люди доведены до крайней степени отчаяния. Переход на рыночную экономику предполагает жесткие реформы", – заметил Розенталь. По его мнению, тогда позиция Мадуро не выдержит недовольства граждан.

Экономическая изоляция

Ведущий научный сотрудник центра политических исследований института Латинской Америки РАН Андрей Пятаков считает, что причины протестов на 60% – внешние.

"Венесуэла находится в тяжелой экономической блокаде. За несколько лет было заблокировано внешнеэкономических операций на 26 млрд долларов. В 2017 г. были заблокированы счета по оплате импортного продовольствия. У Венесуэлы – агрессивное внешнеэкономическое окружение", – подчеркнул Андрей Пятаков.

Латинская Америка, Бразилия, Колумбия, Аргентина, США – все соседние страны оказывают влияние на Венесуэлу, добавил Дмитрий Розенталь.

Россия и Венесуэла: помощь из милосердия или экономическая выгода?

Эксперты убеждены, что второе.

Инвестиции России в Венесуэлу составляют 17 млрд долларов, вместе с прошлогодними соглашениями эта сумма приближается к 20 млрд долларов, рассказал заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипакадемии МИД Иван Сурма.

Структура инвестиций разная: это и вложения "Роснефти" в разработку и добычу венесуэльской нефти, и поставки оружия.

"Это не помощь из милосердия, это защита наших инвестиций. Россия вложила немало средств в развитие Венесуэлы, в нефтегазовую отрасль. Россия должна защищать свои инвестиции. Это нормальная практика, но речь не идет о вооруженной помощи", – подчеркнул Владимир Джабаров.

Сенатор заявил, что Россия никогда не пошлет свою армию для поддержки чьего-то режима. Страна может помочь Боливарианской республике материально или оружием, но не станет вмешиваться в конфликт сторон.

Если оппозиция в Венесуэле придет к власти, будет объявлено, что Россия поддерживала коррупционный режим и финансировала властные структуры, которые не заботились о государстве, добавил Иван Сурма.

Хотя оппозиция Венесуэлы и обещала России сохранение всех соглашений в случае прихода к власти, верить этому или нет – вопрос.

"Мы можем потерять все ресурсы, если вовремя не будем реагировать на ситуацию на мировой арене и внутри Венесуэлы", – озабоченно подчеркнул Сурма.

Однако интерес России к Венесуэле не только прагматичный. Россия привыкла помогать "слабым", добавил сенатор.

"У нас есть свои национальные интересы. Во всем мире на нас смотрят, как на страну, которая помогает слабым. Мы пытаемся помочь слабой стране, как сделали в Сирии, на которой уже поставили крест. Мы помогли. У нас свои национальные интересы, и мы не позволим, чтобы американцы безраздельно царствовали в мире", – заявил Владимир Джабаров.

Трампу нужна "маленькая победоносная война"

Президенту США понадобилась "маленькая победоносная война", чтобы отвлечь внимание граждан своей страны от накопившихся проблем, считает Владимир Джабаров. Для этого он выбрал Венесуэлу.

"Когда США решают свои проблемы во всех точках мира так, как им кажется правильным, это, откровенно говоря, вызывает раздражение даже у союзников. Господину Трампу нужно отвлечь внимание страны от собственных проблем. В США назревает возможность импичмента – нижняя палата готова начать процесс. Плюс – приближающиеся выборы. Трампу нужна "маленькая победоносная война", после которой все будут говорить, что он эффективный американский лидер", – выразил свое мнение сенатор.

Соседствующая с США Мексика поддержала Мадуро в венесуэльском кризисе, заметили эксперты.

"Большая часть территории США – мексиканская часть. В Мексике много социально-экономических проблем, и ее народ понимает народ Венесуэлы и с болью воспринимают ситуацию", – пояснил Иван Сурма.

США нападут на Венесуэлу?

По оценке экспертов, это маловероятно.

США отказывается от физической расправы над неугодными лидерами интересующих их стран в пользу "управления ментальностью".

"Формирование альтернатив – более действенный инструмент, и они будут действовать в этом формате. Это очередная попытка передела углеводородного рынка и передела рынка вооружений", – добавил Сурма.

Вместо прямого внешнего вмешательства США будут использовать ресурсы других государств, например, провоцировать Колумбию.



Анна Смирнова