Аналитика


"Это чья-то прибыль!" – куда пойдут деньги с "зональной реформы" московского транспорта?
Общество | Центральный ФО

По сообщениям СМИ, со следующего года в Москве может начать работу новая система оплаты проезда, разработку которой заказал столичный метрополитен. По предварительным данным, подземный транспорт будет разделен на тарифные зоны, согласно техническому заданию, валидатор в вестибюле станции в том числе должен работать в режимах "контроль выхода для обеспечения зональной тарификации" и "валидация прохода зоны (без направления)". Кроме того, должна быть предусмотрена возможность валидации без необходимости оплаты для отслеживания пересечения зон. Многие сразу сделали вывод, что пересадки в метро могут стать платными.

Среди причин нововведения отмечается, что в 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, возникла необходимость ввода тарифных зон. Однако существующие билетные системы не поддерживают зональную тарификацию. Уже был проведен тендер на разработку программного обеспечения, стоимость контракта, по данным РБК, составила 670 млн руб.

Важно отметить, что во многих городах России вводятся подобные меры, связанные с общественным транспортом. Например, в Екатеринбурге администрация уже отменила несколько частных маршрутов наземного транспорта, заменив их муниципальными "аналогами" – вот только эти "аналоги" делят один маршрут на два и фактически вынуждают большинство граждан к пересадке и дополнительной оплате. И в других городах осуществляется подобная схема – в Самаре, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и так далее.

Очевидно, в Москве метро является самым популярным транспортом, поэтому основную ставку сделали именно на него, и это не первое "транспортное" ужесточение – уже давно вся страна знает, что в столице чуть ли не самые дорогие парковки и, возможно, самое низкое время неоплаченной стоянки. На это глава города Сергей Собянин еще в конце 2018 года заявлял, что "парковка не является для нас источником доходов – она является регулятором количества машин, которые приезжают в центр". Теперь, видимо, метро станет просто "регулятором пассажиров"?

Насчет очередной "реформы" в мэрии пока заявляют, что зональная оплата включена в техническое задание для интеграции пригородного железнодорожного сообщения и будущих линий Московских центральных диаметров (МЦД). По словам заместителя мэра Максима Ликсутова, новая билетная система необходима "для массы полезных вещей": персонализации "Тройки", применения самых современных бесконтактных способов оплаты проезда, новых типов валидаторов и много другого. Он заверил, что включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД, где есть зональная оплата. Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО и Зеленоград. В таком случае, не очень понятно, почему заказчиком работ выступил именно метрополитен.

"Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается. Любые спекуляции по этому поводу не имеют под собой никаких оснований", – заявил Лискутов.

О "реформе" московского транспорта и "теряющихся" от него деньгах Накануне.RU рассказала депутат Мосгордумы Елена Шувалова.

Москва, метро охотный ряд, метрополитен(2018)|Фото: nakanune.ru

– Как можете оценить планируемое нововведение? Эффективное? Полезное?

Елена Шувалова(2019)|Фото: duma.mos.ru– Все последние нововведения, на мой взгляд, обоснованы лишь тем, как бы еще содрать деньги с простых трудящихся людей. Каким бы еще способом?

Недавно Мосгордума "единороссовским" большинством приняла решение о повышении штрафов неоплаченной стоянки с 2,5 тыс. до 5 тыс. руб., а перед этим уменьшилось ее время с 15 минут до 5 минут. То есть человек не успел вздохнуть – ему уже 5 тыс. выписывают. Ну что такое 5 минут для водителя? Это ведь касается не только того, что ты приехал и встал. Например, если оплачен предыдущий час, ты получил сигнал, что у тебя время кончилось – пока ты оплачиваешь, тебе уже штраф выписывают. Из этой же серии разделение метро – где бы еще что содрать.

Ведь эти "олигархи", на основании моего анализа той информации, которой я владею, обогащаются за счет городского бюджета. А городской бюджет пополняется за счет выплат москвичей. То есть они придумывают себе какую-нибудь программу типа "реновации", берут сотни миллиардов рублей из бюджета и перекачивают на свои частные счета. Я так считаю. И здесь, похоже, то же самое.

– Может быть, действительно расходы возросли?

– Прежде чем вообще обсуждать такие вещи, я бы спросила – а куда идет доход от проезда на метро? Где эти деньги? Я их не видела. Когда мы принимали бюджет Москвы, то я прямо говорила, что мы на самом деле сейчас не бюджет принимаем – мы принимаем полбюджета. Потому что мы принимаем только роспись расходов, а где роспись доходов? Нам говорят, что доход – одна сумма. Расход – другая. Но расход параллельно весь расписан, куда и сколько. А доход – нет, только одна цифра.

Например, я вижу в бюджете, что у нас расход на организацию парковочного пространства 6 млрд руб. Дохода я не вижу – сколько доход? Мне говорят – доход 5 млрд. То есть вы хотите сказать, что москвичи платят, платят и платят за парковки, а в результате для города это убыточное мероприятие? Да, говорят, убыточное.

6 млрд руб. – затраты на его организацию и якобы 5 млрд доход, но я его не вижу, он нигде не написан, это мне устно говорят в департаменте финансов. Тогда я начинаю прикидывать – очень грубо – беру названную цифру парковочных мест, хотя я уверена, что она занижена, беру не 24 часа в сутки, а 12 часов, беру ценник 100 руб. (хотя она доходит уже до 400 руб.), все это перемножаю и у меня с ходу получается более 30 млрд. И даже эта цифра крайне занижена.

метрополитен, вагон метро(2019)|Фото: Накануне.RU

– Видимо, то же самое с метрополитеном?

– В бюджете на текущий год заложено более 600 млрд руб. на развитие транспортной системы. На метрополитен из них приходится около 100 млрд. Но я не вижу, сколько этот метрополитен приносит в городской бюджет. А должен он приносить огромные деньги, ведь сколько человек ежедневно ездят на метро? И сколько денег они платят по несколько раз в день? Это должна быть огромная сумма, но я ее не вижу.

К чему это все – пока мы этой цифры не узнаем, я считаю, что разговаривать о каких-то нововведениях в оплате нельзя. Сначала нужно потребовать отчета метрополитена за то, что он получает с пассажиров – и только потом уже будем обсуждать, хорошее нововведение с зонами или плохое. Я думаю, что ничего хорошего оно не сулит.

– А метро, вероятно, попало под "реформы", потому что самый популярный транспорт? Наземный транспорт таких сумм не дал бы?

– Конечно. В основном ведь люди ездят на метро. Хотя и с наземным власти тоже что-нибудь придумают. Но город надо развивать реально, а не для видимости и получения собственной прибыли.

– Что бы следовало сделать?

– Я бы наоборот понизила плату за проезд. Скажете – за какой счет? Есть в Москве этот счет! Москве есть откуда получать доходы. Для того, чтобы город жил нормальной жизнью, это первое, что бы я сделала. И я вас уверяю, мы бы сразу избавились от пробок.

Сейчас говорят – вот, в советское время невозможно было купить машину… Но все же прекрасно помнят фильм "Берегись автомобиля", когда герой говорил, что имеющий машину не знает, как продать, не имеющий – думает, как купить. Люди действительно продавали машины, потому что проезд на общественном транспорте стоил 4 копейки. А машина – это собственность, за которой нужен постоянный уход.

– Прислушаются ли власти к таким доводам?

– Никто этого делать не будет, потому что это чья-то прибыль! А то, что они все время занимаются тем, что придумывают какие-то схемы, чтобы повысить проезд – это как раз путь в никуда. Городу будет все хуже, и в конце концов он намертво встанет.



Евгений Рычков