Аналитика


Столкновение ядерных держав: как далеко зайдет горячий конфликт Индии и Пакистана?
Армия и ВПК | В России | За рубежом

Давние противоречия между Индией и Пакистаном из-за спорной территории все больше превращаются в горячий конфликт. Изначально поводом для обострения послужил теракт 14 февраля в индийском регионе Джамму и Кашмир, при котором погибло 40 военных.

После этого страны обменялись воздушными ударами вдоль линии разграничения и даже начали сбивать самолеты друг друга, заявляя, что они нарушили воздушное пространство страны. Теперь, по данным зарубежных СМИ, Пакистан обстрелял населенные пункты на севере Индии.

Обострение может быть направлено не только и не столько на ухудшение отношений двух стран, сколько на создание проблем для Китая, так как Джамму и Кашмир – самый близкий к КНР район.

О том, кто и какую играет роль в этом многоугольнике и к чему может привести обострение между ядерными странами, с Накануне.RU своим мнением поделился военный эксперт, вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС в отставке Владимир Анохин.

– Что, на ваш взгляд, послужило основной причиной для обострения конфликта?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU – Пакистан и Индия десятилетиями не могут решить свой пограничный конфликт. На этом фоне идет постоянное накапливание вооружений. Сейчас и та, и другая сторона накопили столько оружия, что это должно было когда-нибудь "выстрелить". Вот, это произошло сейчас.

Я не исключаю, что этот конфликт подогрели еще и извне, потому что накалить отношения с Пакистаном просто, а вот создать проблему Китаю на его западных границах – это уже кое-что для Соединенных Штатов. А основной раздражитель у нас в мире – Америка – теряя гегемонию, начинает в конвульсиях делать все, что угодно, начиная с "облизывания" Ким Чен Ына и заканчивая раздражением России. Трудно понять их мотивацию, поэтому я не исключаю, что одним из инициаторов этого конфликта были Штаты.

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

– И в каком направлении этот конфликт может развиться?

– Я думаю, что до какой-то действительно максимально тяжелой стадии этот конфликт не разрастется – будет вялотекущим, но достаточно кровавым. Мне кажется, что он вскоре затихнет, но обоюдная злоба останется до следующей фазы обострения.

– Основным поводом стал теракт, при котором погибли индийские военные – могла ли это быть провокация с третьей стороны?

– Да, я думаю, что это провокация третьей стороны, потому что ни та, ни другая сторона в течение длительного времени не делала никаких провокационных шагов, а здесь – вдруг на пустом месте. Да, Кашмир – это территория с разбойниками, повстанцами (их как угодно можно называть), это действительно взрывоопасная территория, но чтобы вот так грубо ни с того ни с сего уничтожить около полусотни военных – такого не может быть.

То есть я полагаю, что это, конечно, дало толчок для столкновения, но это инициатива не Пакистана и не Индии, я думаю, что это третья сторона.

– Таким образом через Индию пытаются дотянуться до Китая?

– Мне кажется, что здесь идет игра в длинную, потому что, раздражая Пакистан и Индию таким образом, идет давление на Китай и создание ему определенных проблем. Кроме того, не забывайте, что у Пакистана не такие уж дружественные отношения с Ираном, и я думаю, здесь могли нацелилиться на две страны: Иран, который раздражает всех, и Китай, который кого-то раздражает. Плюс – опосредованно создать проблемы и той, и другой стороне очень удобно через Пакистан и через Индию.

Такая схема очень красивой получилась бы, но играют грубо, поэтому "уши" вылезут очень скоро – посмотрим, что из этого получится.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

– Получается пятиугольник стран с ядерными технологиями: США – Китай – Пакистан – Индия – Иран?

– Да, и тут важны, во-первых, ядерные технологии, а во-вторых, если Пакистан начнет еще проблематичные шаги с Ираном, то у Ирана не останется никаких сомнений начинать восстанавливать свою ядерную программу. А дальше уже по цепочке можно представить, что получится.

– Какая в этом конфликте роль России, и проявится ли она?

– Я полагаю, что для всех этих стран Россия имеет высокий авторитет, поэтому наша страна будет тем "третейским судьей" или довольно основательным посредником для урегулирования всех этих конфликтов. Непосредственного участия Россия принимать не будет, но как посредник, как миротворец она примет безусловное участие для урегулирования всех этих конфликтов.