Аналитика


"Капиталистическое" здравоохранение в КНР — более социально ориентировано, чем в России
Общество | За рубежом

Когда речь заходит о том, можно ли называть современный Китай социалистическим, в качестве контраргумента можно услышать довод о недоступности медицинских услуг для населения. Это во многом так, расходы на лечение зачастую бывают очень накладными, квалифицированных докторов и хороших лекарств не хватает, особенно в сельской местности. С другой стороны, нельзя сказать, что власти не уделяют внимания этой проблеме, а в самом подходе к её решению заметен разительный контраст с российскими реалиями.

70 лет назад, ко времени основания КНР, в стране насчитывалось всего 3670 медицинских учреждений и 85 тысяч коек, а средняя продолжительность жизни составляла лишь 35 лет. Чтобы изменить эту ситуацию, государство активно развивало медицину, санитарию и гигиену.

Однако проблема недостаточного количества ресурсов в отрасли сохранялась. В конце 1960-х — начале 70-х гг. руководство КНР сделало упор в медицинском обслуживании в сельской местности на "босоногих врачей" — крестьян, прошедших краткий медицинский курс и занимающихся врачебной практикой без отрыва от сельского хозяйства. В 1978 г. с началом политики открытости и реформ финансирование отрасли стало поступать по разным каналам, что способствовало разнообразию лечения, постепенному возникновению рынка лекарств, развитию фармакологии.

Босоногий врач - плакат 1970-х годов(2019)|Фото: baidu.com

Об успехе реформ свидетельствуют такие показатели как рост продолжительности жизни с 67,9 лет в 1981 г. до 76,5 лет в 2005 г.; снижение коэффициента материнской смертности в 1990-2016 гг. с 88,9 до 19,9 на 100 тыс. человек; младенческая смертность – с 34,7 до 7,5 на 100 тыс.

Удалось взять под контроль основные инфекционные заболевания, заболеваемость СПИДом в КНР также находится на низком уровне. В стране создано 980 тыс. медицинских учреждений всех уровней, более 11 млн работников и более 7 млн коек. Частные больницы составляют 57% от общего количества. Однако развитие частной медицины не означает прекращения государственной поддержки отрасли, например, в 2016 г. государство выделило в общей сложности 15,5 млрд юаней субсидий на медицинскую помощь (без учета пособий по болезни), 92% из которых было инвестировано в бедные центральные и западные регионы. Власти КНР со своей стороны увеличивают бесплатную поставку специальных лекарств, например, для профилактики СПИДа.

С 1998 г. началось создание системы социального медицинского страхования, гарантировавшей удовлетворение основных потребностей работников. Структурные реформы в этом отношении продолжились в 2009 г., когда страхованием начала заменяться существовавшая прежде система бесплатной помощи (公费医疗). При ней государство возмещало от 80% до 97% стоимости медицинских услуг, но рассчитывать на такую компенсацию могли далеко не все граждане, в основном бюджетники. Для многих жителей КНР, прежде всего для крестьян, медицинское обслуживание оставалось недоступным. Сначала в Пекине в качестве эксперимента перевели на страхование муниципальных служащих района Пингу. А некоторые провинции (например, Гуандун и Хубэй) выбрали путь интеграции двух систем, и в них бесплатная медицинская помощь сохранялась. В итоге за короткий период была создана крупнейшая в мире система медицинского страхования. К настоящему времени медицинским страхованием охвачено 95% населения Китая. Страховка оплачивается совместно работодателем и работником, которые вносят соответственно по 6% и 2%.

Для Китая также актуальна проблема внутренней миграции, когда люди, приезжая из сельской местности работать в крупные города, не имея прописки, оказываются отрезанными там от социального обеспечения. Перед прошедшим недавно заседанием ВСНП речь шла о необходимости усовершенствовать систему расчётов между провинциями, чтобы способствовать улучшению жизни мигрантов и переезжающих с ними стариков. Дело в том, что пожилые родители могут получать, например, пекинскую прописку только тогда, когда их единственный ребёнок работает в столице. Они могут жить в Пекине, но не пользоваться столичным медицинским обслуживанием. Что касается самих мигрантов, то их положение зависит от того, покупают ли страховку их работодатели. Однако большинство провинций уже входят во всекитайскую сеть медицинского обслуживания, таким образом, есть возможность платить за страховку на малой родине, а использовать её за пределами провинции.

Машина скорой помощи в тибетских районах Китая(2019)|Фото: tupian.baidu.com

С 2011 по 2015 г. государство инвестировало в медицину 42 млрд юаней, благодаря чему были построены более 1500 районных больниц, 18 000 городских поликлиник, более 100 000 сельских поликлиник и общинных медицинских центров. Для обеспечения этих учреждений кадрами в стране создана самая большая система медицинского образования в мире. На селе медицина в Китае до сих пор испытывает кадровый голод. Кое-где продолжают работать "босоногие врачи" без сертификатов. Многим из этих медиков, начавших врачебную деятельность ещё при Мао, сейчас уже более 70 лет. Отчасти проблема с кадрами на селе связана с тем, что многие выпускники, получив специальность, устраиваются на работу в городах. Исправить ситуацию пытаются при помощи системы "доверительного обучения" (委托培养) — учреждения оплачивают обучение студентов, которые, получив диплом, обязаны отработать в них.

При этом жалобы на недостаточную квалификацию врачей и ошибочные диагнозы — одни из самых распространённых среди жителей Китая. Жалуются китайцы и на рост заболеваемости раком, на дороговизну медицинского обслуживания и сложность регистрации в поликлиниках. В Сети часто встречаются демотиваторы, например, со сравнением больницы утром в Китае и США.

Демотиватор о переполненности китайских больниц(2019)|Фото: tupian.baidu.com

5 марта премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выступая на сессии Всекитайского собрания народных представителей с докладом о работе правительства, рассказал о намерении ускорить развитие социальной сферы, чтобы поспособствовать улучшению условий жизни людей. Правительство продолжит повышать базовые страховые гарантии и возмещения при тяжёлых болезнях. Будет снижен и станет единым порог возмещения расходов из фонда страхования на случай серьезных заболеваний, доля возмещаемых расходов повысится от 50% до 60%, а 17 новых противораковых препаратов были значительно снижены в цене и внесены в национальный каталог медицинского страхования.

От сферы здравоохранения на "две сессии" в этом году было направлено около 200 делегатов. Перед началом заседаний они также рассказали о работе в области здравоохранения на местах. В провинции Шаньси в пилотном режиме введена цепь медицинского обслуживания от уездного центра до уровня деревни, с участием одного врача в деревне, одного врача в посёлке и нескольких врачей в уезде.

"Раньше в 80-х в деревнях были поликлиники, постоянно работали врачи. После того как начались рыночные реформы, число поликлиник на селе сократилось. Врачи начали зарабатывать сами. А сегодняшний процесс — восстановление прежней системы... Я родился в 1980 году в Хэйлунцзяне. До пяти лет почти не был в городской больнице. Всегда обращались к одному врачу, работавшему в нашей деревне. Но это касается не серьезных заболеваний [не требующих хирургического вмешательства]. Отдельно работали врачи традиционной китайской медицины, которой в КНР многие пользуются для профилактики и оздоровления. Мои родители, крестьяне, только лет пять назад начали покупать медицинское страхование. Раньше не было, все расходы свои", — рассказал на условиях анонимности китайский собеседник Накануне.RU.

Регистратура в китайской поликлинике(2019)|Фото: news.cn

А делегат из провинции Чжэцзян напомнил о том, что в регионе с 2014 г. проведена реформа, ликвидировавшая получение больницами прибыли от продажи лекарств. Теперь, во-первых, докторам нет стимулов назначать больше препаратов, а для пациентов снизилась нагрузка на их приобретение. В результате возросли доходы и энтузиазм персонала, а также уровень обслуживания в больницах. Раньше прибыль медицинских учреждений от продажи лекарств составляла примерно 15% стоимости. Теперь же взамен этого они получают субсидии от местного правительства. Не исключено, что в будущем подобный подход будет распространён на всей территории КНР.

Сталкивается Китай и с проблемой качества вакцин. Скандал с вакцинами компании Changchun Changsheng Life Sciences летом прошлого года обсуждался в КНР на самом высоком уровне и привёл к отставкам ряда высокопоставленных чиновников провинции Цзилинь. В этой связи в ходе "двух сессий" подчёркивалась необходимость укрепления контроля и строгого наказания нарушителей законов.

Однако, даже если понимать под социализмом не характер собственности на средства производства, а уровень социальных гарантий, можно заметить, что подход к здравоохранению в Китае отнюдь не капиталистический. Сложности в отрасли — во многом проблемы роста. В середине прошлого века коммунисты приняли страну в неприглядном статусе "великого больного Восточной Азии". Их последующая политика была позитивно оценена со стороны ВОЗ и даже приводилась в пример реформ медицины для развивающихся стран.

Россияне сейчас (во многом благодаря советскому наследию) в среднем имеют больше медицинских гарантий, чем граждане КНР, однако тенденции в наших странах прямо противоположные. В последнее время всё чаще можно слышать о закрытии больниц и круглосуточных стационаров в российской глубинке, кое-где (например, в Новгородской области) дело доходит до митингов и забастовок работников здравоохранения. Можно считать дороговизну медицины в Китае "капитализмом", однако там немыслима ситуация, когда вопрос об операции приходится решать лично главе государства, а больной в итоге всё равно умирает.

Другие статьи проекта "Социализм с китайским лицом":



Павел Мартынов