Аналитика


"Бензин делают не из нефти, а из налогов". Правительство отказалось понижать цены на топливо
Экономика | В России

Проект членов КПРФ о госрегулировании внутренних цен на бензин дошел до первого чтения в Госдуме. Несмотря на то, что сами депутаты в прошлом году требовали "укротить" ценники на АЗС, профильный комитет дал отрицательное заключение, как и кабинет министров. В 2018 г. топливная инфляция в России почти в два раза превысила общую, при этом власти обещают, что в наступившем году бензин в рознице подорожает на 4,3%. Оптимистичной такую оценку считают не только эксперты, но и сенаторы – члены Совфеда уже просили ввести законодательное ограничение роста цен. Аргументы против вмешательства государства в торговлю бензином остались неизменными: договоры ЕАЭС, правила рыночной экономики, риски недополучения прибыли нефтегазовыми компаниями. Исходя из структуры стоимости топлива, главным выгодоприобретателем является государство, которое не заинтересовано в низких ценах.

Проект, подготовленный депутатами КПРФ Валерием Рашкиным и Денисом Парфеновым, не поддержало Правительство и профильный комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Помимо правовой неопределенности (депутаты предложили одновременно ограничить размер стоимости топлива и максимальные наценки), комитет указал на нарушение "духа гражданского законодательства"

"Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли, используют в своей деятельности рыночные методы ценообразования, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли. Гражданские права хозяйствующих субъектов могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства", – говорится в отзыве комитета.

топливо, бензин, заправка, АЗС, цены, Лукойл(2018)|Фото: Накануне.RU

Введение административного регулирования цен в условиях рыночной экономики комитет не считает экономически оправданным. Члены комитета уверены, что стабилизацию цен на бензин в 2019 г. обеспечат соглашения нефтяников с Правительством, меры антимонопольного контроля и возвратный акциз для НПЗ. Напомним, срок действия соглашения о регулировании внутренних цен истекает уже в марте, эксперты отмечали, что сразу после этого на ценах скажется отложенный эффект повышения акцизов.

О госрегулировании рынка ранее говорили в Совфеде: сенаторы обратились к Правительству с предложением ограничить максимальный рост топливных цен уровнем инфляции, для чего подписать обязывающие соглашения с нефтяниками. В кабмине продлевать действующие соглашения не планируют. Контроль за соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного законодательства, в том числе за обоснованностью ценообразования, осуществляет ФАС России, отмечено в официальном отзыве Правительства на проект коммунистов. АЗС вправе самостоятельно устанавливать цены на топливо, кроме того, госрегулирование Россия не может применять из-за договора ЕАЭС, в котором предусмотрены рыночные механизмы ценообразования.

Регионы решили отмолчаться, в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы зарегистрирован только один отзыв – парламента Кабардино-Балкарской Республики. Депутаты поддержали законопроект.

мэф московский экономический форум владислав жуковский(2016)|Фото: Накануне.RUСитуацию, которая сложилась на рынке нефтепродуктов – дизельного топлива, бензина, авиационного керосина – можно назвать катастрофической, говорит экономист, член экспертного совета "Деловой России" Владислав Жуковский. Бензин рос в цене даже на фоне падения стоимости нефти на 12% – это уже не рыночная картина. Причина – в откровенно удушающей финансовой политике государства. Она привела к тому, что в цене бензина "не осталось нефти", рассказал он Накануне.RU.

– В России бензин и "дизель" делают не из нефти, а из налогов, акцизов и прочих платежей в бюджетную систему, а также из прибылей нефтегазовых корпораций и сырьевых олигархов. Если мы разобьем цену литра на составляющие, то окажется, что 65-70% приходится на разного рода налоги. Из 48 руб. за литр бензина 32 руб. мы с вами платим мифическому государству, которое взамен предлагает нам антисоциальные реформы, повышение НДС, повышение акцизов, стоимости ЖКХ. Поэтому никакого рынка нефтепродуктов в России нет, заявления российских чиновников об обратном – промывка мозгов и попытка выдать желаемое за действительное. Рынок нефтепродуктов – в чистом виде монополистический, вся власть поделена между пятью корпорациями и государство вместе с ними сегодня душит экономику, провоцируя рост цен на нефтепродукты.

В отзыве на проект Правительство указывает на то, что госрегулирование невозможно из-за норм гражданского права и международных договоров. Но получается, в госрегулировании не заинтересовано само государство?

– Идея КПРФ правильная, ситуация на рынке нефтепродуктов откровенно катастрофическая. Но как вы представляете себе госрегулирование, если в 2018 г. Правительство своим решением повысило НДС на 2%, что по цепочке подняло стоимость товаров на 6-10%; плюс оно же объявило, что оно будет проводить политику налогового маневра в нефтегазовой отрасли, то есть нагрузка переносится с внешнего потребителя нефти и газа на население страны, промышленность, ЖКХ. То есть при госрегулировании Правительство одной рукой будет повышать налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль, а другой – само себя регулировать. Понятно, что этого не произойдет. К тому же, самый эффективный способ собирать деньги на антиконституционные реформы – обложить население платежами, которых оно не сможет избежать, эти решения находят отражение в ценах на бензин.

Профильный комитет Госдумы указал на то, что госрегулирование не даст нефтяникам систематически извлекать прибыль. "Заморозка" цен на стелах в 2018 г. понизила маржу компаний?

– На это хочется сказать: "Либо трусы наденьте, либо крестик снимите". Ни о какой убыточности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок речи быть не может. Согласно отчетам Росстата, только в 2018 г. на фоне продолжающегося кризиса в экономике и падения реальных доходов россиян, крупные предприятия отчитались о росте прибылей на 40%. При этом в нефтегазовом секторе прибыль выросла больше, чем в два раза, а у металлургов-экспортеров – в 2,5 раза. С одной стороны население с кредитами в 16 трлн руб., с другой – сырьевые монополии с двукратным ростом прибылей. Нефтегазовые корпорации могут зарабатывать на внешнем рынке и держать цены в России ниже равновесных. В конце концов, они же наше "национальное достояние", они во времена кризиса получают триллионы рублей поддержки, льготы по новым и старым месторождениям.

Нередко нефтяники и чиновники напоминают, что цены на бензин в России и так одни из самых низких в мире. Мол, вырастут немного – нестрашно.

– Наши чиновники часто сравнивают цены по текущему обменному курсу, но нужно сравнивать их по паритетной покупательной способности. На 1 доллар в России и в США можно купить разное количество товаров и услуг. Если мы будем исходить из того, что курс рубля по паритету составляет не 66 руб. за доллар, а 24 руб., то уже сегодня реально литр бензина стоит $2, в то время как в Штатах – 60 центов. наша средняя зарплата в 45 тыс. руб. – это $1800, в США средняя зарплата – $3900, таким образом, для жителя России бензин в шесть раз дороже, чем для американца.

В апреле, после окончания действия соглашения между Правительством и нефтяниками, стоимость бензина продолжит расти?

– Цены продолжат расти по одной причине – у нас нет никакого общественного контроля за властью и за нефтегазовыми корпорациями. Чиновники повысили все налоги, в прошлом году прошла шоковая девальвация рубля на 20%, а у нефтяников простая арифметика: зачем продавать топливо в России дешевле, чем за рубежом? Пока есть сращивание вертикали власти с сырьевыми олигархами, цены будут увеличиваться, политика повышения цен им выгодна. Цены на бензин "заморозили" на максимальных отметках нефтяных цен, это сделано для того, чтобы не снижать стоимость топлива следом за нефтью. К концу года нефть подешевела на 25%, а цены на нефтепродукты не изменились. Состоявшаяся "заморозка" – попытка узаконить грабеж населения.