Аналитика


"20 Century Fox представляет". Константин Семин — о "Балканском рубеже"
Общество | В России | За рубежом

"20 Century Fox представляет." После этого вряд ли имеет смысл что-то еще рассказывать о "Балканском рубеже".

И все же добавлю пару фраз.

— Такого при СССР не было, войны не было, — вспоминают персонажи фильма в минуту затишья перед боем. В кадре не раз и не два мелькает металлический жетон военнослужащего СА.

Чего во времена СССР точно не было — это такого кино.
Такого количества мата и вывороченных внутренностей (с 16+ уже нормально, да?)
Такого винегрета из крупных планов и спецэффектов, заменяющих собой содержание.
Такой вторичной режиссуры.
Такого примитивного сценария, полного нестыковок и несуразностей. Таких бедных и бессмысленных диалогов.
Наконец, таких роскошных бюджетов, таких щедрых спонсоров.
И, осмелюсь предположить, таких пустых залов (на вечернем показе в огромном столичном мультиплексе насчитал около 20 человек).
О чем кино?
О том, как в кульминационный момент балканского кризиса группа российских военных спецназовцев отбивает у боевиков УЧК аэродром Слатина, чтобы потом передать его вовремя подоспевшим миротворцам-десантникам.

История завязывается еще в 1995-м году в Боснии, где команда супергероев ловит местного полевого командира для передачи его в руки натовских старших товарищей. Для каждого, кто хоть немного представляет себе историю боснийской войны — лютый бред. Конечно, российская дипломатия тогда была на подхвате у американской (на тот козыревский период, между прочим, приходится карьерный взлет будущего полпреда в ООН В.Чуркина), но в Боснии ни американцам, ни голландцам, ни немцам не надо было никого вылавливать (тем более при помощи русских). Просвещенный Запад снабжал и вооружал боевиков совершенно открыто, а те его беспрекословно слушались.

Здесь уместна ссылка на не менее фантастический фильм под названием "В тылу врага" (в главной злодейской роли — "выдающийся" русский актер В.Машков). Если считать происходящее поединком киноабсурда, то счет в нем — 1:1.

Как бы то ни было, за своеволие и неподчинение американскому начальству герои-спецназовцы попадают в опалу, вследствие чего не могут вернуться на Родину. А на Родине правят бал ельцинизм, измена, трусость и обман (не то что сегодня).

Однако спустя четыре года, после жутких бомбардировок Белграда, русские генералы вспоминают, что такое гордость, и решают взять под контроль аэродром в Слатине, недалеко от косовской столицы Приштины.

Для этого рассеянная по Балканам команда героев-спецназовцев получает задание воссоединиться под командованием Г.Куценко и в страшном бою с головорезами УЧК отбить объект у террориста-наркодилера по кличке Смук. Ценой больших потерь герои выполняют приказ, незаметно исчезают, а аэродром, на глазах у остолбеневших англосаксов, занимают российские десантники, совершившие перед этим марш-бросок из Боснии.

К реальности здесь имеет отношение только один факт — собственно марш-бросок, и впрямь случившийся вопреки воле Ельцина.

Историческая же правда точнее всего отражена в финальных титрах — в 2003-м (отнюдь не при Ельцине) миротворцы из Слатины были тихо выведены, а в 2008-м году край Косово, приютивший крупнейшую американскую базу Бондстил, провозгласил от Сербии независимость.

Иными словами, никакой громкой моральной победы над злобными пиндосами или албанскими террористами одержано не было. Ни разу. Нигде. Произошло ровно обратное.

Мне довелось бывать на аэродроме Слатина в 2001-м году и разговаривать с миротворцами там. Потом с делегацией генерала Ивашова посещал американскую базу в Боснии, где нас принимали самоуверенные хозяева, господа, триумфаторы. Потом освещал войну в Македонии, а в 2014м — выборы в оставленной всеми, отрезанной от Сербии кордонами и блок-постами косовской Митровице.

Нищета. Деградация. Депрессия. НАТО.

Нет во всей югославской трагедии ни единого повода для гордости или патриотического куража. Есть страшное предупреждение, звучавшее с 90-х многократно, проигнорированное нами и сбывшееся в конце концов на Украине.

Если создатели фильма хотели рассказать о жестокости террористов — да, получилось. Террористы и в кадре, и в жизни действительно вели себя, как звери. Но в изображении зверств существует большая разница между реализмом и натурализмом. Лет 40 назад режиссеры еще понимали эту разницу. Их палитра не требовала такого количества крови, сгустки которой забрызгивали бы объектив.

Если создатели фильма хотели рассказать о причинах войны (ведь большинство молодежи о них не знает), то фильм не сообщает об этом ровным счетом ничего.

Если создатели фильма хотели продемонстрировать унаследованную от СССР межнациональную дружбу среди положительных героев (русских, сербов, албанцев, татар, узбеков) то совершенно не ясно, на чем та дружба основывалась? Ведь среди героев нет ни одного советского человека. Ведь не будет же советский киногерой тайком от остальных киногероев запихивать брошенные террористами наркодоллары в мешок? Это, кажется, нравы какой-то другой эпохи?

В итоге получился сверкающий ура-патриотический пузырь, в переливах которого мы успеваем разглядеть даже изображения Анны Чапман с Эмиром Кустурицей, но едва ли что-то кроме. А дистрибуцией и реализацией столь ослепительной пустоты будет заниматься 20 Century Fox. Собственно, это и есть главный вывод из 130 просмотренных нами минут.

Сербы, албанцы, хорваты, боснийцы, русские, украинцы, молдаване, чеченцы, татары, узбеки, таджики, армяне, азербайджанцы могут убивать друг друга сколько им вздумается — лишь бы наполнялся карман того, кто заказывает и оплачивает всю эту "патриотическую" музыку, так это следует понимать?..

Константин Семин, журналист-документалист