Аналитика


Роман Алексея Иванова "Пищеблок": очень странные дела в пионерлагере "Буревестник"
Книжный клуб | В России | В бывшем СССР

Хитом продаж стала "детская" книга Алексея Иванова "Пищеблок", роман вышел в конце прошлого года и уже успел оказаться бестселлером. Это произведение, что называется, "двойного кодирования" – когда детям интересно, а взрослым полезно. За сюжетом о вампирах в пионерском лагере автор прячет свои грустные размышления о позднем советском времени со всеми его "минусами" в виде официальной идеологии, которая стала для многих формальностью, но с налетом доброй ностальгии.

Мальчик Валера, главный герой повествования, с восхищением изучает историю Гражданской войны – вот когда все было реально и по-настоящему, вот где были истинные борцы и следование общей цели. Стать частью чего-то большего, чем он сам, быть "винтиком" сплоченного коллектива, который отбрасывает все лишнее ради следования цели – вот о чем мечтает пионер. Но все, что он видит вокруг – лицемерие взрослых и легкомысленность сверстников – повергает склонного к рефлексии парня в печаль. В мире, где все следуют правилам, в которые не верят, он чувствует себя чужим – такая вот завязка для героя.

"Для Валерки давняя Гражданская война была прекрасной и героической сказкой, от которой щемило сердце. Валерка много читал о том времени".

Пионерские зорьки, поднятие флага, зарядка, уборка территории, столовка, где со стен взирают правильные и добрые пионеры, – из своего мозаичного мира они подают детям правильный пример, – компоты, кружки по интересам, прогулки после отбоя и, конечно, страшные истории перед сном – это все наполняет роман особой атмосферой. Автор въедливо и беспощадно рассматривает "взрослых" – вожатых, директора лагеря, пытаясь понять, кто из них на самом деле верит во все, что говорит, а кто просто "придерживается общих правил", приходя к выводу, что тех, кто по-настоящему привержен идее, уже практически нет. Наверное, лицемерие и есть главная тема книги.

"Валерка начал перебирать трос, и красный флаг поехал в высоту. На верхушке мачты он развернулся и заполоскался в яркой солнечной синеве. Все пацаны и все девчонки пионерлагеря "Буревестник" смотрели на знамя, задрав головы. Пятиконечные звезды, клятвы и всякие буденновки давно превратились в надоевшую, бессмысленную и обязательную глупость – и для детей, и для взрослых, – но в поднятом флаге все равно сохранялось что-то честное, чистое, настоящее. Как в городских голубях, которые роются в помойках и клюют на тротуарах шелуху семечек – но могут вдруг полететь".

И вот по фантастической линии начинают происходить "странные дела" – Валера узнает о появлении в лагере вампиров, в них превращаются его товарищи, а потом и некоторые вожатые. Это не обычные вампиры, которые боятся чеснока, света и божьего слова. Они ходят днем под солнцем, как и все советские граждане, а главное – строго выполняют правила, чтобы никак не выделяться в обществе, и даже чересчур усердствуют в этом. Так вампиры быстро занимают в лагерной жизни ведущие роли, всегда носят галстук и значок, говорят правильные вещи, делают все "согласно протоколу", но в душе остаются кровососами. Валера приходит к выводу, что этот защитный механизм – не единственное отличие вампиров, также они подчиняют своей воле людей, а сами подчиняются верховному стратилату – с которым и придется сразиться Валере. Помогать ему будет второй герой истории – скептически настроенный вожатый Игорь, которому на откуп отдана любовная линия с прекрасной и строптивой чужой невестой.

"Валерка подумал, что есть колдовство детей: Черная комната, Беглые Зэки, разные там Гробы-на-Колесиках, Автобусы-Мясорубки и Синие Ногти. А есть колдовство взрослых: командиры отрядов, знамена, звезды, девизы. Детское колдовство – оно, наверное, для страха: чтобы не открывали дверь кому попало, чтобы не уходили куда-нибудь с незнакомцами, чтобы не ели неизвестную еду. А для чего колдовство взрослых? Чтобы сделать вид, будто все дети – пионеры, "всегда готовы", "дружные, умелые, честные и смелые"?"

Из-за "Тобола" Алексея Иванова уже сравнивают с автором "Игры престолов", а вот после "Пищеблока" начались сравнения со Стивеном Кингом – у того в мистических романах главными героями тоже часто бывают подростки. Теперь и этот роман Иванова берутся экранизировать, любопытно будет наблюдать за историей после фиаско с "Тоболом". Напомним, что Иванов назвал фильм "битвой табуретками": "Думал, окажется просто глупо, но получил бонус в виде скуки. Недоваренная каша из топора". "Пищеблок" в виде сериала взялся делать Александр Цекало, а точнее его продюсерская компания "Среда". Станет ли "Пищеблок" аналогом нашумевшего сериала "Очень странные дела" или будет на этот раз "битвой подушками", увидим в 2020 году.

"Формально "Пищеблок" – это нечто вроде слэшера, но на самом деле все сложнее. Аудитория этого фильма – не только тинейджеры, но и взрослые, детство которых пришлось на излет Советского Союза. По такому же принципу сделан культовый сериал "Очень странные дела", а его смотрят и дети, и взрослые", – комментировал таблоидам возможность экранизации "Средой" своей книги Алексей Иванов.



Елена Рычкова