Аналитика


Сборам прописали Кодекс. Правительство нарушило свое обещание не повышать налоги
Экономика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

Уже со следующего года в России могут появиться новые налоги, Правительство обойдет свои же обещания не повышать фискальную нагрузку через внесение в Налоговый кодекс уже существующих сборов. Ставки экологического и утилизационного сборов, "Платона", налога на операторов сети связи общего пользования повышены не будут, а новый гостиничный сбор заменит курортный – формально все остается как есть. Однако более жесткое администрирование, санкции вплоть до уголовного наказания за неуплату налогов, а также невозможность вычетов и других льгот в реальности увеличат платежи для бизнеса.

Сборы, которые вносятся в Налоговый кодекс, имеют квазиналоговый характер, говорится в пояснениях Минфина к проекту. Однако статус ряда сборов не дает должной мотивации для налогоплательщиков. В качестве примера министерство приводит экологический сбор: анализ динамики фактических поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты свидетельствует о низкой эффективности взимания неналогового платежа. При этом взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических, как и других неналоговых платежей не образует состава уголовного преступления.

"Установление экологического налога при сохранении действующего уровня фискальной нагрузки позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей", – говорится в пояснительной записке к проекту.

Называть приведенные платежи налогами нельзя, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, так как они относятся к специфическим видам деятельности.

"Содержательно Минфин допускает ошибку, внося эти платежи в Налоговый кодекс. Для Минфина в целом это является упрощением сугубо административных процедур. Кроме того, это отражение борьбы между различными департаментами. Налоговая служба пытается взять верх над департаментом налоговых сборов потому, что если какой-то платеж признается налогом, то он поступает в ведение Налоговой службы, в ином случае его регламентирование осуществляют структуры Минфина. Для налогоплательщиков ситуация принципиально не изменится", – поделился своим мнением с Накануне.RU экономист.

Одно из изменений для налогоплательщиков – отсутствие возможности применить вычеты за уплаченные налоги, в то время как ряд неналоговых платежей предусматривали компенсацию или альтернативный вариант.

Например, сегодня плательщик утилизационного сбора может выбирать, платить сбор или самому утилизировать и таким образом сэкономить, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры ФЭСН РАНХиГС Алисен Алисенов. Предприниматели теряют возможность оптимизировать свои расходы, поэтому выступают против идеи – ранее к Правительству и президенту обратились крупнейшие бизнес-объединения.

Другое отличие неналоговых платежей от налогов – в тяжести санкций, в случае нарушений. Минфин предлагает при неуплате и неполной уплате сумм экологического налога, утилизационного сбора, сбора за пользование автомобильными дорогами общего пользования, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора установить штраф в размере 10% от суммы.

"Появляются дополнительные основания для привлечения предпринимателей к уголовной и и административной ответственности. На сборы, которые не закреплены в Налоговом кодексе, не распространяются нормы уголовного права и такие вещи, как начисление пени, блокировка счетов в десятидневный срок. Таким образом, санкционный механизм становится более жестким", – рассказал Накануне.RU экономист.

Бизнес обеспокоен еще и тем, что после внесения в Налоговый кодекс средства от сборов не будут направлены на целевые статьи, а пойдут в общую "кубышку" Минфина, говорит президент ассоциации "Росспецмаш", лидер "Партии Дела" Константин Бабкин.

"Сейчас деньги от этих сборов поступают на целевые нужды: от "Платона" – на ремонт дорог, от сбора на утилизацию – в промышленность. По моему мнению, задача Минфина – забрать эти деньги и распределять по своему усмотрению. Думаю, что это непродуктивно, потому что политика Минфина нацелена не на поддержку реального сектора, а на накопление денег на зарубежных счетах. Если "реформа" пройдет, то налоги пойдут не на решение реальных проблем, а на увеличение Резервного фонда, инвестиции в экономику других стран", – поделился своим мнением с Накануне.RU промышленник.

Повышение сборов в бюджет как за счет внедрения автоматизированных систем для администрирования, так и благодаря росту реальной фискальной нагрузки, фиксируется ежегодно, добавляет Алисенов. И предполагает, что рост поступлений в бюджет – конечная цель предложенной кодификации неналоговых сборов:

"Включение в Налоговый кодекс обязательных платежей будет способствовать дальнейшему повышению налоговой нагрузки на бизнес. Между тем в других странах, наоборот, проводят политику по снижению налоговой нагрузки. Китай с 1 апреля уменьшил ставку НДС, а с 1 мая – ставки платежей социального страхования. На финансовом форуме премьер Дмитрий Медведев заявил, что общая налоговая нагрузка за 2018 г. составила 33%, что соответствует уровню стран ОЭСР. Но этот блок формируют экономически развитые страны, в которых налоговая нагрузка должна быть выше, чем в развивающихся. Иначе мы не сможем из развивающейся экономики стать развитой".

Индивидуальный пенсионный капитал – а старт этой "реформы" намечен на 2020 г. – тоже станет продолжением тренда на увеличение налогового бремени. В текущей версии налоговая система в России существует не для бюджета и не для исполнения государственных нужд, а для "насилия над людьми", говорит лауреат Госпремии СССР, экономист Валентин Занин:

"Любые нововведения ничего не дадут бюджету – а значит, пенсионерам, учителям, врачам, детям. Они только усиливают право госорганов, называемых властью, на насилие. Требуется немедленно отменить в России налоги на имущество, так как его создали сами люди, а не государство. Отменить НДС, налог на прибыль и вместо этого ввести налог на право работать на территории России в размере 6-10% от оборота, оставить налог на землю. Бессмысленно рассматривать и протестовать против отдельных никому не нужных решений, нужны кардинальные изменения".