Аналитика


"Ямальский ставрополец" Владимиров угодил Кремлю, но не избирателям?
Политика | Ямало-Ненецкий АО | В России | Северо-Кавказский ФО

Владимир Путин одобрил желание губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова идти на выборы и продолжить работу после 8 сентября 2019 года. Встреча состоялась в Кремле, где по традиции глава этого северокавказского региона доложил президенту об успехах в текущей работе, а затем попросил, так сказать, "благословения" при выдвижении на очередной срок. "Я желаю вам успеха!" – напутствовал Владимирова президент, добавив, что окончательное решение примут избиратели.

Накануне.RU поговорило с экспертами о перспективах переизбрания Владимирова и выяснило возможные риски.

43-летний Владимир Владимиров (уникальная ситуация – у него еще и отчество – Владимирович! – прим.) стал губернатором Ставропольского края в сентябре 2014 года как кандидат от "Единой России", продемонстрировав неплохие показатели и победив четырех соперников с результатом в 84,22%. Явка, при этом, тогда "подкачала" – своего губернатора пришло выбирать лишь 47,88% избирателей, то есть менее половины. Из особенностей кампании пятилетней давности следует отметить также то обстоятельство, что Владимиров стал первым избранным губернатором на Ставрополье за 14 лет, а Путин назначил его на должность еще в сентябре 2013 года. Таким образом, в статусе "врио губернатора" Владимиров проработал целый год, после чего и победил на выборах. Теперь ему предстоит непростая кампания по переизбранию на новый пятилетний срок.

В принципе доложенная Владимировым Путину картина дел на Ставрополье выглядит благополучной по сравнению с другими регионами. В минувшем году агропредприятия края нарастили производство овощей в закрытом грунте до показателя, который позволил занять 17% общероссийского рынка. Растут инвестиции, увеличивается турпоток на курорты Кавказских минеральных вод, за пятилетку объем валового регионального продукта вырос почти в два раза. На Ставрополье вводятся новые спортивные сооружения (54 объекта), строятся детсады, школы, больницы и поликлиники. Повторимся, в целом и общем – картина кажется благополучной и может быть поставлена в пример главам других субъектов.

Конечно же, на местах всегда имеются и проблемы, которые пока несильно "проявлены", но могут "выстрелить" ближе к выборам. Для понимания: Ставропольский край административно входит в Северо-Кавказский федеральный округ, образованный лишь в 2010 году как отдельная единица, это единственное в России подобного рода образование, в которое не входит ни одна область. Зато входит 6 национальных республик (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания) и Ставропольский край. Еще из особенностей территории – СКФО единственный федеральный округ, в котором этнически не преобладают русские и вообще славяне. Исключение в округе представляет как раз Ставропольский край, возглавляемый Владимировым.

Наличие громадного количества разных этнически и конфессиональных кланов, разнонаправленные интересы различного рода групп и сообществ, потенциально высокий уровень конфликтности – вот как можно охарактеризовать социальную и политическую обстановку в этом секторе российского Северного Кавказа. Добавьте в этот коктейль интересы различных ФПГ и традиционное противостояние местных элит по принципу "все против всех" (включая, кстати, интересы федерального центра) – обстановка, согласитесь, та еще!

Дабы не быть голословными, приведем лишь один пример из последних резонансных событий, ударивших по интересам как раз местных кланов и элитариев. Конечно же, мы имеем в виду "дело Арашуковых", преступные интересы и действия которых реализовывались в том числе, по версии следствия, и на территории Ставропольского края.

сенатор Рауф Арашуков(2019)|Фото: council.gov.ru

После встречи Путина и Владимирова ряд телеграм-каналов разразились потоком мрачных пророчеств и прогнозов, сулящих неприятности на выборах как лично кандидату, до Ставрополья делавшему карьеру в ЯНАО и потому имеющему за спиной "нефтегазовое лобби", так и сделавшим на него ставку кураторам из Администрации президента (АП).

"Ставропольский край – новая точка напряжения и выборной аномалии. У Владимирова слабая электоральная поддержка. Но его лоббируют Сечин и Медведев. Теперь Ставрополье – головная боль АП. И, возможно, новая Хакасия", – безапелляционно утверждает близкий к кремлевским источникам НЕЗЫГАРЬ.

Оставим на совести автора слова о лоббировании кандидатуры Владимирова премьер-министром Дмитрием Медведевым и могущественным главой "Роснефти" Игорем Сечиным, это все-таки область чистых предположений. Но почему Ставропольский край обязательно на предстоящих выборах должен стать новой Хакасией для Кремля? Напомним, в ноябре 2018 года главой Хакасии как единственный участник кошмарных и действительно провальных выборов для АП стал коммунист Валентин Коновалов, это правда.

Но сравнение политической, социальной и экономической обстановки на Ставрополье и в традиционно депрессивной Хакасии представляется нам большой натяжкой! И если уж говорить совсем откровенно, то желай президент снять с поста Владимирова (который якобы "медведевско-сечинский"), стал бы он тянуть с 2013 года?! Как-то не вяжется одно с другим.

Тем не менее, почин на "непроходимость" губернатора на предстоящих выборах поддерживает и "Столовка Белого дома", цитируем: "Владимиров в Ставрополье неизбираем. Сечин действительно влиял на назначение, ибо в 2011 году неформально возглавлял территориальную группу по Ставрополью в Госдуму (было и такое), как вице-премьер. Но сегодня АП и ФСБ видят во Владимирове лишь гарантии шаткого баланса сил на Северном Кавказе – там столица СКФО".

Эксперт "Клуба регионов", директор консалтингового агентства "Город" Мария Минчева считает, что Владимирову на посту руководителя края удалось избежать главного – межклановой борьбы и тем более социальных потрясений. По мнению эксперта, поддержка Путиным желания выдвигаться на новый срок – положительная оценка предыдущего пятилетнего цикла и успешного в целом решения поставленных задач. "Администрация президента большое внимание обращает на успешность проведения избирательных кампаний накануне и на отсутствие политических конфликтов. Если посмотреть последние отставки губернаторов, то уходили главы тех регионов, где были факторы конфликтности внутри элит либо с кем-то из весомых политических фигур. В Ставропольском крае все было без потрясений", – утверждает Минчева, цитируем по сайту "Клуба регионов".

Заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева положительно оценивает два фактора в карьере Владимира Владимирова в смысле продолжения его политической деятельности. Во-первых, Владимиров – "местный" по ставропольским меркам, хотя начинал свой путь в политике в Ямало-Ненецком автономном округе. Во-вторых, Тимофеева напоминает, что некие неназванные политические оппоненты пытались методами "черного пиара" навредить Владимирову, но в итоге из этой затеи не вышло ничего.

К безусловным достижениям Владимирова и его команды на посту губернатора следует отнести ликвидацию последствий катастрофического паводка в мае 2017 года, тогда пострадало 13 районов края, четкую работу и слаженность действий всего государственного механизма.

дождь, непогода, потоп, ливень(2013)|Фото: Фото: Накануне.RU

Выдвижение Владимирова и обозначенная позиция президента по вопросу этого выдвижения свидетельствует о поддержке кандидата в Москве, говорит руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве Павел Салин.

"Задача всех губернаторов, которые идут или собираются идти на второй срок – легитимные выборы и победа в первом туре голосования. Очевидно, что Владимиров на сегодняшний день соответствует этим критериям, но ситуация динамично развивается, делать прогнозы сложно. Пока, вроде бы, рейтинги власти стабилизировались после снижения, что будет дальше – увидим. Повторюсь, по состоянию на начало апреля в Кремле посчитали возможным выразить поддержку Владимирову, кстати, оценивали, видимо, долго и поэтому как бы затянули с ответом. Но тем не менее, поддержали", – обращает внимание на развитие событий Салин.

По словам эксперта, также одним из достоинств губернатора Владимирова является то, что в регионе удалось избежать ярко выраженных внутренних конфликтов. Что погубило сразу нескольких политических деятелей, отправленных в отставку, из последнего – отставка главы Мурманской области Марины Ковтун. Основным фактором, играющим против Владимирова, политолог видит рост протестных настроений в целом в стране. Но это беда точно не одного ставропольского губернатора.

Остается добавить, что наряду с Владимировым поддержку и "благословение" президента на предстоящих выборах главы региона с начала года получил пока лишь еще один губернатор, а именно руководитель Вологодской области Олег Кувшинников. Это произошло на рабочей встрече президента и губернатора в конце марта. Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, который с осени априори рассматривается как кандидат Кремля (ну, или Администрации президента, что одно и то же в данном случае) предпочитает кокетливо заявлять, что решения об участии в выборах главы Северной столицы не принял. При том, что проводит полноценную избирательную кампанию и регулярно под телекамеры встречается то с премьер-министром, то с президентом.

В итоге позиции Владимирова, как и Кувшинникова, представляются на сегодняшний день едва ли не лучшими на старте среди губернаторов, решивших избираться на новый срок.

8 сентября избирателям предстоит избрать глав 16 российских регионов, еще в двух субъектах – Кабардино-Балкарии и Республике Крым – в этом день руководителей будут избирать местные парламентарии.



Денис Лузин