Аналитика


Образовательный сертификат: убьет или спасет российскую школу?
Мнения из Сети | В России

Госдума обсуждает законопроект, вводящий в российскую правовую реальность новый термин: "образовательный сертификат". В случае введения "образовательных сертификатов" год обучения ребенка будет "привязан" к определенной сумме - скорее всего, к той, которая выделяется на учащегося муниципальным школам. По данным СМИ, в зависимости от возраста в Москве она, например, колеблется от 125 до 160 тыс. рублей.

Получается, что "свободный" сертификат лишит семьи жесткой привязки к конкретной школе – с ним можно будет пойти в другой район, или отнести его в частное учебное заведение, доплатив разницу из собственного кармана. Картина вроде бы привлекательная. Но есть в ней немало сложных нюансов. Сегодня учеба на практике жестко привязана к месту постоянной или временной регистрации родителей. И в этом есть как плюсы, так и минусы.

Начнем с позитива.

Как минимум в городах это гарантирует стабильную заполняемость учебного заведения. Ведь школа – это не предприниматель, который по тендеру печет булочки в столовой. Здесь мы имеем дорогущий имущественный комплекс плюс обширный трудовой коллектив. И если в следующем году из какой-то школы разбежится со свободными сертификатами половина учащихся, это породит целую гору социально-экономических проблем – куда девать оставшихся детей, что делать со зданием, территорией и оборудованием, как быть, если еще через год набор снова вырастет, и как, в конце концов, трудоустраивать учителей?

Школа №34 в посёлке Рудный(2023)|Фото: Накануне.RU

Кроме того, районная привязка мало-мальски обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости. На практике устройство ребенка на учебу "не по месту регистрации" связано с трудностями, достаточно серьезными для того, чтобы процентов 90 родителей махнули рукой и оставили его учиться там, где ему "положено". С другой стороны, "регистрационное рабство в образовании" порождает серьезный перекос. Ни для кого не секрет, что общеобразовательные учебные заведения даже в рамках одного города по своему уровню отличаются разительно.

Получается, что мы имеем искусственную дискриминацию школьников по месту жительства? Так как определенное количество детей получают более качественное образование только потому, что им повезло жить в "счастливом" микрорайоне? Наиболее рачительные родители либо регистрируют детей у родственников, живущих рядом с престижными школами, либо вообще покупают в соответствующем микрорайоне квартиры. Причем, что греха таить? В "престижных" школах не только учат лучше, но и снижается шанс того, что ребенок может стать жертвой буллинга. Да, в гимназии могут фыркать по поводу старого телефона или кроссовок не достаточно модного бренда, но это всё-таки – не издевательства в стиле пресловутого движения "АУЕ".

Что касается ухода по "сертификату" в частные школы, то родители могут рассчитывать на заведения "среднего" уровня со стоимостью обучения от 15 до 30 тыс. рублей в месяц (это около 80% от общего числа частных школ). В них гипотетический сертификат (если он будет соответствовать московским образовательным расходам) сможет перекрыть от 50 до 100% стоимости обучения. Если же родители отдают ребенка в элитное заведение, год учебы в котором обходится около полумиллиона рублей или более, то они явно заведомо рассчитывают не на государственную помощь и без "образовательного сертификата" определенно обойдутся.

Но сможет ли "сертификат" что-то изменить в ситуации, сложившейся вокруг более глобальных сложностей?

Одной из главных проблем современного образования является отчужденность педагогов от детей, фактический отход системы образования от реализации функции воспитания. Не чувствуя моральной связи с учителем и со школой, дети совершают ужасные поступки или банально отказываются участвовать в образовательном процессе. Поможет ли "образовательный сертификат" решить эту проблему? Думаю, нет. Скорее, с ним станет только хуже. Это углубит коммерциализацию образования на философском уровне. Сегодня и так многие родители смотрят на педагогов как на обслуживающий персонал вроде официантов и ведут себя соответствующим образом. В свою очередь, учителя (особенно молодые) зачастую воспринимают свой труд как вычитку "от А до Я", без каких-либо моральных обязательств.

О каком формировании души ребенка может идти речь, когда два ключевых участника процесса (родители и педагоги) смотрят на образование как на договор по пошиву брюк? Если же родителям на руки выдадут еще и финансовые сертификаты, это станет еще одним огромным шагом на пути десакрализации школы...

Школа №34 в посёлке Рудный Свердловской области(2024)|Фото: Накануне.RU

И это – лишь вершина айсберга образовательных проблем. Есть еще чрезвычайно болезненный вопрос с обучением на общих основаниях несовершеннолетних с девиантным поведением, когда гуманные начинания, связанные с социализацией трудных подростков, приводят к страданиям других детей и срыву учебного процесса.

Есть и спор вокруг ЕГЭ, когда во фразе "казнить нельзя помиловать" действительно не знаешь, куда поставить запятую. Есть и многое, многое другое. Общество слишком долго "латало дыры", занимаясь симптоматическим лечением образовательной системы. И теперь "припарками" вроде "образовательных сертификатов" делу уже не поможешь. Необходима реформа, которая позволит решить проблему восстановления престижа педагогической деятельности, возвращения в образовательные учреждения воспитательных функций и формирования комплекса жестких мер по противодействию несовершеннолетним маргиналам (достаточно вспомнить печальную ситуацию в Приморье, когда родителям пришлось устроить самосуд над пятиклассником, державшим в страхе всю школу), приблизит содержание образовательного процесса к актуальным потребностям страны и общества.

Также уже давно назрел и перезрел вопрос легального формирования сети учебных заведений для детей со способностями "выше средних". Сегодня у родителей таких учащихся выбор невелик – или правдами и неправдами перетаскивать их в гимназии, или позволить им профанировать свои способности, усредняясь под "слабые" коллективы. Если же у нас в каждом районе появится по учебному заведению, набор в которое будет осуществляться только на конкурсной основе, то это резко повысит эффективность образовательной системы в целом. Причем никакие "образовательные сертификаты" для этого будут не нужны, примерную численность учащихся можно предусматривать заранее.

От косметических ремонтов в сфере образования нам давно пора перейти к ремонту капитальному, иначе система, словно старое здание, рано или поздно начнет рушиться под грузом нерешенных проблем.

КМ.ру