Аналитика


Второй форум "Пояса и пути": китайская инициатива приобретает конкретные очертания
Политика

В Пекине завершился второй форум "Пояса и пути". Мероприятие стало уже традиционным, и проходит со всё возрастающим размахом. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина во многом стало ответом на претензии со стороны Соединённых Штатов, проигнорировавших форум. Однако Китаю удалось собрать вокруг себя сторонников инициативы "Одного пояса - одного пути", а сам "Пояс и путь" начинает приобретать конкретные очертания. Подробности - в материале Накануне.RU.

Предыдущий форум состоялся два года назад, однако мероприятия такого рода - лишь вершина айсберга среди мер, предпринимаемых руководством КНР для реализации своей внешнеполитической инициативы. Президент АНО "Центр исследований АТР" Сергей Санакоев в беседе с Накануне.RU напомнил, что идея "Пояса и пути" была впервые озвучена в 2013 г., отчасти как реакция на попытки Госдепа США создать пояс враждебности вокруг Китая. На первом этапе китайское предложение было встречено в российских экспертных кругах довольно прохладно.

"Первая реакция экспертов внутриправительственных структур, в частности МИДа – нам это не надо, зачем нам это нужно, это всё вообще против России. Вспомнили почему-то про ассоциацию "Шёлковый путь", где 26 стран помимо России. Никто не отреагировал таким образом, что это что-то совершено новое, и давайте используем это с максимальной для себя пользой. А я самого момента создания в 2013 г. Министерства развития Дальнего Востока занимался как раз международными связями, и в ходе поездки на Боаосский форум (а это был апрель 2014 г., ровно пять лет назад), мы фактически первыми высказали реакцию России на эту инициативу. Она заключалась буквально в двух пунктах, я так всю дорогу в самолёте, 10 часов летели туда, 10 часов я Галушке, тогда министру по развитию Дальнего Востока закладывал в его речь две простые мысли. Первая – мы приветствуем эту инициативу и сделаем всё для того, чтобы сухопутный маршрут проходил через Россию и с использованием такой уникальной инфраструктуры. Ничего подобного всё-таки на Евро-Азиатском континенте нет и в ближайшие годы при всём технологическом развитии Китая, ещё не появится. Это Транссибирская магистраль. И второе. Что касается морского пути, нет ничего более эффективного сегодня для развивающегося Китая, как Северный морской путь. Мы предложили это, и это было встречено на ура", - рассказал Сергей Санакоев.

Дальше появилось в 2015 г. совместное заявление о сопряжении инициатив и уже тогда начали говорить про интеграцию интеграций. В этот раз впервые с уровня президента озвучено, что будем максимально способствовать и извлекать выгоды в интеграционном процессе.

На церемонии открытия нынешнего форума председатель КНР Си Цзиньпин рассказал о том, что мировая экономика находится в состоянии неопределённости и важнейшее дипломатическое событие года - убедить мировых лидеров в том, что КНР продолжит осуществлять политику открытости и реформ. Хотя в форуме принимали участие почти 40 глав государств и 5000 делегатов из 150 стран, выступление Си, как считают аналитики, стало своеобразным ответом в дискуссии с Соединёнными Штатами. Китайский лидер рассказал о крупных структурных реформах. В частности, ещё больше секторов экономики КНР будут открыты для иностранных инвестиций. Кроме того, Пекин не станет прибегать к девальвации юаня, способной разорить его соседей. Как отмечает Global Times, возникли даже предположения, будто китайское руководство пытается оказать давление на Вашингтон.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский считает, что в данном случае председатель Си Цзиньпин решил все вопросы, которые американцы поднимали на двусторонних переговорах.

"Поскольку есть озабоченность в связи с проектами "Пояса и пути", то китайский лидер в частности упомянул о защите инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о допуске на рынки. Таким образом, отсутствие американцев – это их дело, они бойкотировали первый форум, они бойкотируют второй по геополитическим соображениям. "Я совершенно точно знаю, поскольку был на первом форуме, они выставили большую делегацию экспертов. Там же была ещё экспертная часть, не только политическая. Американцы были в большом количестве, живо всем интересовались. Это всё политические игры", - рассказал эксперт Накануне.RU.

Главы государств на втором форуме "Пояса и пути"(2019)|Фото: http://www.sohu.com/

Второй саммит "Пояса и пути " получился более представительным, чем первый, в котором участвовали 29 глав государств. Президент РФ Владимир Путин снова был главным почётным гостем. Как отметил Владимир Петровский, в прошлый раз третьим на открытии форума выступал президент Турции Реджеп Эрдоган (после Си Цзиньпина и Владимира Путина и перед Генсеком ООН Антониу Гуттейришем). На этот раз турецкий лидер в Пекине отсутствовал, что может быть следствием демарша из-за разногласий по вопросу о соблюдении прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на то, что Турция умеет отделять политику от экономики. На втором форуме была большая делегация турецких бизнесменов, которые очень высоко отзывались о форуме, говорили, что это важная и полезная вещь для турецкой экономики. В целом, вопрос присутствия глав государств - это церемониал, а одним из практических результатов стало заключение контрактов на 64 млрд долларов только во время работы форума. При этом, как подчеркнул Владимир Петровский большие и активно работающие экспертные делегации прислали и страны, традиционно игнорирующие политическую часть форума - Индия, Австралия, Япония.

В то же время приехали лидеры стран ЕС – ведь ЕС бойкотировал первый форум стопроцентно. А сейчас мы видим – и Австрия, и Греция, и Кипр, и Чехия, и Венгрия, и Италия – третья экономика в Евросоюзе и первая из стран "большой семёрки", что можно считать большим достижением китайской дипломатии, считает эксперт.

Второй форум "Пояса и пути"(2019)|Фото:http://www.china.com.cn/

Инициативу "Пояса и пути" часто критиковали за "виртуальность" и расплывчатость деклараций. Однако сейчас она уже начала наполняться конкретным содержанием. Так в двенадцати аэропортах КНР и на шести автомобильных КПП в Маньчжурии в автономном районе Внутренняя Монголия и Хоргосе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе начали устанавливаться специальные пункты пропуска для упрощённого въезда-выезда людей, связанных с проектами "Одного пояса - одного пути". В случае, если иностранцы, направляющиеся в КНР для участия в крупных мероприятиях, конференциях или ключевых строительных проектах "Пояса и пути", не имет возможности заблаговременно оформить въездную визу, они смогут получить её в упрощённом порядке в течение пяти дней.

Внутри ЕАЭС обсуждается соглашение об обмене таможенными данными с Китаем, которое может стать шагом к созданию зоны свободной торговли. "Всё движется к тому, что будет создаваться такое пространство соразвития. Это важно. Я не уверен, что дело дойдёт до зоны свободной торговли, потому что это всё-таки длительный процесс, много стран в него вовлечено, но с другой стороны, я бы напомнил, что Китай, например, ещё в ШОС предлагал создать ЗСТ. Сейчас мы видим первые шаги, не знаю, будут ли вовлечены в этот процесс страны ШОС, но это обнадёживающий процесс. Мы видим, что "Пояс и путь" приобретает реальные очертания именно в контексте Евразии – то, что интересно России и её партнёрам по ЕАЭС", - отметил Владимир Петровский. Сейчас президент РФ говорил о том, что у России есть концепция большого евразийского партнёрства, созвучная тому, что предлагает Китай, и в рамках сопряжения этих двух видений, инициатив и будет проходить дальнейшая работа – упрощение процедур торговли и сотрудничества.

Сергей Санакоев напомнил, что наряду с транспортным коридором через Пакистан, наиболее эффективно развивающимися являются маршруты, проходящие через территорию РФ: дорога через Казахстан с выходом на Транссиб в районе Южного Урала; так называемый Северный путь, который раньше назывался "Великий чайный путь", совпадающий с ныне разрабатываемым коридором Китай – Монголия – Россия и выходящим на Транссиб в районе Байкала. Есть выход и с Дальнего Востока, фактически с использованием транссибирской магистрали.

А что касается морского пути – то сами китайцы начинают говорить о том, что вариант номер 1 здесь - это Северный морской путь. "И у нас уже возникает перспектива на то, чтобы они максимально будут и инвестировать, и порты реконструировать и так далее, – то, что нам надо, чтобы развивать эту артерию" - рассказал он.



Павел Мартынов