Аналитика


Юрий Баженов: Заморозка 2.0. Риски для топливного рынка
Экспертное мнение | В России

Российские нефтяные компании и Правительство продлили соглашение о стабилизации топливного рынка до конца первого полугодия 2019 г. Для сглаживания эффекта от регулирования цен был внедрен демпфирующий механизм, но участники рынка негативно оценили работоспособность схемы по итогам первого квартала: нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, а производство бензина стало нерентабельным. Новые схемы и формулы демпфера, разработанные Правительством, продолжают нести риски для рынка топлива.

Причина неудовлетворительной работы демпфера в первом квартале 2019 г. в том, что позитивное воздействие демпфирующего механизма на принятие решений компаниями было возможно лишь в конкретных макроэкономических условиях. Падение цен на нефтепродукты на мировых рынках привело к убыткам в нефтепереработке, поскольку расчетные субсидии стали отрицательными.

Во многом в связи с этими обстоятельствами в конце марта правительство России и нефтяные компании продлили соглашение о заморозке цен на топливо до 1 июля 2019 г. В обмен на это были изменены и параметры соглашения. Во-первых, отменен так называемый норматив +3%, то есть повышение объемов поставок топлива на биржу на 3% относительно аналогичных периодов 2018 года. Во-вторых, условная расчетная цена за тонну бензина снижена с 55 тыс. до 51 тыс. руб., а тот же параметр для дизельного топлива — с 50 тыс. до 46 тыс. руб. (то есть согласно действующей формуле в текущих условиях нефтяные компании будут получать высокие положительные выплаты по демпферу).

После всех доработок и соглашений был выбран далеко не лучший, да еще и сопряженный с серьезными рисками вариант: формула расчета субсидии нагружена сложно прогнозируемыми параметрами, а итоговые выплаты ВИНКам практически не зависят от их деятельности на внутреннем рынке.

Кроме того, этот вариант таит в себе три вида рисков. Первый из них — искусственный бенчмарк (эталонная цена) оптового рынка. Демпфер — это поправка к индексу экспортной альтернативы (netback). Он нужен, чтобы скорректировать ключевой бенчмарк и чем стремительнее растет netback, тем значительнее увеличивается оптовая цена. Решение о продаже на внутренний или внешний рынок принимается каждой компанией здесь и сейчас. Netback можно рассчитывать на конкретный момент, поэтому netback — хороший бенчмарк. Демпферы же рассчитываются, исходя из средних значений за месяц. Возникает проблема временного лага и корректного экономического расчета. Сложно учитывать налоговый вычет на волатильных рынках. Таким образом, ключевой риск заключается в том, что демпфер не сможет выполнять функцию по определению эталонной цены.

Также серьезным риском является стимулирование оппортунистического поведения компаний. Параметры демпфирующего механизма настроены так, что стимулы к снижению оптовой цены отсутствуют. В случае положительного демпфера ничто не останавливает компанию от повышения внутренних цен и получения дополнительной прибыли с каждой конкретной сделки. В случае его отрицательного значения складываются стимулы к компенсации за счет внутреннего рынка.

Изъятие нижней границы, при пересечении которой демпфер бы обнулялся, а также совместный учет демпфера по бензину и дизелю затрудняют формирование стимулов к снижению оптовой цены.

Смоделируем ситуацию и примем в качестве условий следующее: ключевая задача фирм — получение максимальной прибыли. Демпфер примет положительное значение, если netback попадет в ценовой коридор от расчетной цены до верхней планки. Для автомобильного бензина этот коридор задан в диапазоне от 51 тыс. до 56 тыс. 100 руб. Если значение netback находится внутри ценового коридора (допустим, он равен 55 тыс. руб. за тонну), демпфер будет равен 5 тыс. 760 руб. Вычитаем из netback, получаем 49 тыс. 240 руб. Создатели демпфирующего механизма, видимо, рассчитывали, что именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо.

топливо, бензин, заправка, АЗС, машина(2018)|Фото: Накануне.RU

На самом деле, на рынках, где присутствует доминирующий игрок, вычет в 5760 рублей на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора. Для снижения потерь от налогового вычета самой выгодной стратегией является повышение цены.

Причем нет никаких оснований для падения цены на нефтепродукты, потому что, во-первых, нужно компенсировать отрицательное значение вычета, а во-вторых, нет раздельного учета демпфера и нижней границы, его обнуляющей. В итоге реализуются все возможные стимулы к оппортунистическому поведению.

Третий риск — телефонное право и войны нефтяников с регуляторами. Пресечение оппортунистического поведения компаний будет происходить в процессе переговоров с регуляторами, заключающихся в угрозах установления чрезвычайно высокой экспортной пошлины. В данном случае проблемой являются и временной лаг, и административные риски, вытекающие из формата самого механизма. Собственно, регуляторы понимают эту проблему. Именно поэтому прорабатывается вариант введения лицензии на экспорт, что, в свою очередь, крайне негативно воспринимается рынком.

Правительство рассматривало демпфирующий механизм как инструмент обеспечения достаточной маржинальности одновременно для нефтепереработки и розницы, но на данный момент он не работает. С одной стороны, нефтепереработка оказалась в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания Правительства уменьшать свой бюджетный аппетит. С другой — розница испытывает давление от стремления сдерживать рост цен на моторное топливо.

Юрий Баженов, профессор кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.