Аналитика


"Сталинских чекистов" – реабилитировать нельзя осудить
Общество | В России

Проживающий в Европе юрист Александр Бусаров, правнук некоего расстрелянного в 1939 году чекиста, заявил, что десятки сталинских сотрудников НКВД были "тайно" реабилитированы, примечательно, что именно он и писал заявки на реабилитацию. Чем остался недоволен Бусаров, он рассказал на "Радио Свобода": "Главная военная прокуратура должна была, заново рассмотрев дела сталинских убийц, выносить решения о том, что они являются преступниками и реабилитации не подлежат, то есть приговаривать их повторно, но уже не по вымышленным обвинениям в шпионаже и троцкизме, а за служебные преступления".

Поводом для скандала стало то, что для инициатора реабилитаций якобы стало сюрпризом – на его призывы откликнулись еще в 2012-2013 гг. и многих его "подопечных" успешно "тайно" реабилитировали. По словам историка спецслужб Александра Колпакиди, подобные реабилитации осужденных в прокуратуре поставлены на поток (стараниями тех же функционеров из "Мемориала", например) и никогда не созывались пресс-конференции, чтобы публично "реабилитировать" чьего-то родственника или целые списки, которые направляют в военное ведомство различные НКО, потому разговоры об "интригах" и "тайной реабилитации" – просто попытка пропиариться. Тем более, что уведомления о реабилитации приходили Бусарову именно в означенные годы.

Более того, юрист не останавливался на реабилитации и пытался вернуть бывшим осужденным государственные награды и военные звания, чтобы потом обвинить российские власти в том, что они "награждают убийц". Таким образом, прокуратуре пришлось некоторые реабилитации отменять, что привело странного юриста в восторг, хотя, по словам нашего эксперта, дереабилитация – обычное дело.

уведомления о реабилитации Бусарова, сталинские чекисты(2019)|Фото: Александр Бусаров

Некоторым из списка Бусарова реабилитацию отменили (его же стараниями), но в итоге многие сотрудники государственной безопасности, осужденные в 1930-1950 гг., вернули свое честное имя – теперь с них сняты обвинения, послужившие основанием для расстрела или тюремного заключения. Среди них: начальник отдела оперативной техники НКВД Михаил Алехин и близкий сподвижник Лаврентия Берии, заместитель министра внутренних дел СССР Степан Мамулов, после смерти Иосифа Сталина приговоренный к 15-летнему сроку.

Бусаров негодует, он вовсе не собирался очистить имена несправедливо осужденных, а надеялся осудить их заново, за условный "сталинизм". Находчивый юрист проявил талант настоящего конспиратора, добиваясь реабилитации, прикинулся "фанатичным сталинистом, который стремится прославить сотрудников НКВД", с азартом рассказывает он теперь. Интересно, что НКО, не скрывающие в прокуратуре свои антисоветские настроения, подают целые списки "невинно репрессированных" на реабилитацию и не встречают на своем пути никаких препятствий – неясно, зачем Бусарову надо было ломать комедию, но он считает, что без лицедейства прокуроры не стали бы рассматривать его официальные заявки. Военная прокуратура подняла дела чекистов, пересмотрела и реабилитировала десятки человек – и некоторых совершенно справедливо, признает историк спецслужб Александр Колпакиди в беседе с Накануне.RU:

"Мамулов, например – этот человек служил в армии во время Гражданской войны, жестянщик-паяльщик по профессии, а потом, после Гражданской войны, служил на партийной работе – в Грузии, в Абхазии, на Украине, потом опять в Грузии – до самого 1938 года, зав. сельскохозяйственным отделом ЦК компартии Грузии. За что его судить теперь хочет Бусаров этот? Он какое отношение имел к "ежовским" репрессиям? Затем, когда Берия прекратил репрессии, этого Мамулова взяли на работу в НКВД, и он был начальником секретариата. Он где кого мог пытать даже теоретически? Или, например, тут тоже указан – Степан Шария, этот вообще какой-то философ, у которого были проблемы из-за поэмы с религиозным мотивом, которую он написал, когда у него сын умер, его можно понять. Он имел отношение к разведке, к архиву, но он почему должен быть осужден? Надо всех, конечно, анализировать, но если взять "самых страшных", на его взгляд – Мамулов и Шария – то они действительно должны быть реабилитированы".

Так произошел срыв исторической диверсии, которую задумал Бусаров, за его действиями скрывалось желание начать процесс осуждения всех сталинских чекистов, а после создания прецедента можно было бы перейти и к "главному блюду". Почему желание "сожрать Сталина" сегодня даже сильней, чем во время перестройки?

"По мнению ранее неизвестного юриста, все чекисты – преступники, так как работали на преступную организацию НКВД, и работа привела к душевной трансформации и превратила их в убийц. Это просто какая-то мерзота", – полагает историк спецслужб Александр Колпакиди.

справка о реабилитации Петр Шария(2019)|Фото: Алекандр Бусаров

Фото Александра Бусарова

Отсутствие легитимного заключения суда мешает многим со всей ответственностью сравнивать Сталина с Гитлером, чем особо отличились многие перед 9 мая, например, писательница Чижова – ведь Гитлер и его пособники официально осуждены, а в России никто и никогда не собирался устраивать суд над Сталиным. Бусаров хотел создать прецедент пере-осуждения отдельных представителей государственной безопасности, чем начать тотальный суд над всем "сталинским" периодом, на "Радио Свобода" его действия гордо назвали "тайным нюрнбергским процессом" для чекистов.

То, что Бусаров вовремя не отследил судьбу собственных запросов и сам решил не привлекать внимание СМИ к своему "проекту", сегодня выдается им в мифологизированной форме очередной ужасной истории: "В атмосфере строжайшей секретности принялась реабилитировать отъявленных преступников, повинных в гибели сотен тысяч людей", – рассказывает Бусаров в СМИ.

"Он сам устроил эту провокацию, – комментирует Александр Колпакиди, – прокуратуре все это "до лампочки", там идет поток, он как шел, так и идет. Я просто расскажу такой случай: в свое время руководитель "Мемориала" в Питере участвовал в процессе реабилитации обычных граждан, ему присылали реабилитационные справки из прокуратуры, и в одной из них написано, что такая-то гражданка была расстреляна за то, что у себя в селе сдавала немецким оккупантам советских патриотов. Реабилитировали ее и подписали два прокурора, полковник юстиции. Он тут же заявление на них пишет в ФСБ на этого полковника, ему в этот же день ответ – произошла ошибка, реабилитация отменена. Просто идет поток, и никто не вникает даже, а выдавать это за то, что сейчас Путин возрождает сталинизм, могут только люди, лишенные ума и чести. Власти наплевать, прокуратуре наплевать – сталинист ты или не сталинист", – говорит Александр Колпакиди.

Интересно другое – почему раздут скандал? "Сейчас у нас что – май? Мы видим, как с конца апреля скандал на скандале, тут и этот фильм Дудя с миллионом ошибок, фильм Лизы Листовой ничем не лучше, здесь же высказывание этой несчастной питерской писательницы Елены Чижовой, которую никто не читает, и вот они, наконец-то, ее 15 минут славы. Куча статей вышла о том, как Сталин реально относился к Ленинграду – никто на это внимания не обратил. Саша Сотник – что-то сказал, Чулпан – сказала, Артемий Троицкий высказался за инициативу "бессмертного барака", Улицкая сказала, что надо было сдаться, как французы. Я не могу понять – это что, какая-то скоординированная атака? Главное – кем скоординированная?" – недоумевает от такого количества "поздравлений" с Днем Победы.

За короткий срок каждый день вбрасывается странная информация по поводу Сталина, сталинизма, войны. "Самое страшное, что непонятно – это в Кремле заказывают или в Вашингтоне? Понятно, что если звезды зажигаются, значит, кому-то деньги заплатили. Если это Кремль, то, значит, они отвлекают внимание от левой повестки дня, от социальных проблем, чтобы не голосовали за коммунистов, не думали о пенсионной "реформе" – их можно понять по-своему", – говорит он.

По его словам, внутри России определенные силы во власти разыгрывают сталинскую карту, потому что его победой они так или иначе пользуются, создавая "победобесие", но пытаются такими вбросами про Сталина "обратно затолкнуть его в ящик", ведь люди недовольны своим социальным положением.



Елена Рычкова