Аналитика


"Царские останки" Алексея и Марии Романовых уничтожены или остались в монастыре?
Общество | Свердловская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России | Москва

Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков назвал недостоверной информацию некоторых СМИ о якобы исчезновении или уничтожении предполагаемых останков царских детей Алексея и Марии Романовых, находящихся в Новоспасском монастыре.

Как отмечает РИА "Новости", которое приводит заявление Волкова, некоторые СМИ ранее сообщили о том, что предполагаемые останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, найденные ранее в Поросенковом Логу и находящиеся в последние годы в Новоспасском монастыре в Москве, исчезли. При этом якобы фрагменты останков могли быть уничтожены в результате "каких-то манипуляций".

В свою очередь заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал информацию об исчезновении мощей выдумкой, которую используют "для генерирования скандальных слухов и сплетен".

Как известно, ранее Церковь дала добро на новое исследование и на повторение всех экспертиз по останкам с участием экспертов из разных стран под бдительным оком консультантов от РПЦ. В июле прошлого года Следственный комитет объявил о том, что комплексные комиссионные молекулярно-генетические экспертизы завершены. И принадлежность останков к членам семьи отрекшегося от престола императора Николая II подтвердилась. Однако в Церкви заявили, что окончательное решение примут только по окончании расследования на Архиерейском соборе. До сих пор официального ответа от РПЦ нет.

Общественность задается вопросом, если Церковь после стольких лет так и не признает, что это останки Алексея и Марии, то почему их держат в монастыре?

Пока Архиерейский собор не решит выступить с определенным заявлениям по найденным царским останкам, такие информационные вбросы будут постоянно будоражить Церковь, считает протоиерей Всеволод Чаплин.

"Насколько понимаю, речь об останках, которые были переданы на хранение государственными органами в церковь и находятся в Новоспасском монастыре. Сам объем этих останков, если говорить о предположительных останках Алексея и Марии... надо сказать, что большое количество православных людей скептически относятся к версии о том, что это именно их останки, речь идет об очень небольшом количестве материала, это буквально маленькие фрагменты от того, что было предположительно сожжено. То, что они пострадали "из-за неудачных опытов" - можно себе такое представить, ведь речь идет о нескольких сотнях граммов", - говорит Чаплин в беседе с Накануне.RU.

При этом эксперт подчеркивает, что доверять неким "неизвестным источникам", как и самому изданию, "ссылающемуся непонятно на что", желания нет.

екатеринбург мужской монастырь ганина яма(2007)|Фото: Накануне.ru

"Кто может быть источником таких суждений в Екатеринбурге? Среди историков вот есть господин Алексеев, который является достаточно серьезным специалистом и имеет отношение к этой теме, есть господин Винер, который исследует эту тему на основе личного интереса. Больше мне пока сложно кого-то назвать. Действительно, верить этой информации сложно, потому что она анонимна и гипотетична. Известно, что исследования проводились, известно, что генетического материала очень мало, его могли и повредить, хотя, как известно, для проб генетического анализа материала надо немного, при мне брались пробы для установления подлинности останков императора Николая II, делалось это достаточно аккуратно, пробы брались в мизерном количестве", - комментирует Всеволод Чаплин.

Поверить информации о детских останках сложно потому, что непонятно, кто источник и на каком основании говорит. Но появление разного рода домыслов действительно обусловлено тем, что РПЦ до сих пор хранит молчание и не признает останки или не опровергает их подлинность.

"Уже несколько лет проводится новый круг исследований, ясно, что по крайней мере генетические исследования не должны проводиться годами и какой-то их результат, наверное, должен быть обнародован", - говорит Чаплин.

Историк и писатель Александр Пыжиков считает, что есть силы в самой Церкви, которым такой поворот с исчезновением останков был бы выгоден - опасная тема с их признанием или не признанием многим уже надоела, а нет останков - и признавать ничего не надо. "От неудобных тем, деталей, которые всегда сопровождают их, они будут избавляться, чтобы поддерживать чистоту главного замысла, необходимого для них", - заявил он Накануне.RU.



Елена Рычкова