Аналитика


"Донбасс. Окраина": Фильм про войну у нас во дворе
Общество | В России | В бывшем СССР | Украина | ДНР и ЛНР

12 июня на экранах кинотеатров России вышла военная драма режиссера Рената Давлетьярова, основанная на реальных событиях в Иловайском котле, "Донбасс. Окраина", это адаптация пьесы сценариста фильма Алексея Тимошкина. Тут, наверное, использована несложная игра слов – здесь Донбасс уже не Украина, чье название по многим источникам и пошло от созвучного слова, сейчас Донбасс это другая окраина, по сюжету же просто место действия – окраина Донецка.

Много споров возникло вокруг того, кто же является главным героем картины – ополченец Анатолий Ткаченко (Гела Месхи) или все же украинец "с Харькова" Андрей Соколов (Евгений Михеев). По правилам драматургии, а это исключительно верно сыгранная пьеса, главный герой – это тот, кто изменяется и принимает самое главное решение в сюжете. Здесь все однозначно: пусть самый сильный и харизматичный персонаж – это Ткаченко, он цельный и сугубо положительный персонаж, но главным авторы сделали Соколова, и это стало для многих неприятным сюрпризом, якобы таким образом нас заставили смотреть фильм про врага, а Министерство культуры спонсировало украинскую пропаганду.

"Донбасс. Окраина", фильм, афиша(2019)|Фото: kinopoisk.ru

Фильм сложно назвать экшеном, бодрым патриотическим боевиком, как "Балканский рубеж", это фестивальное кино, построенное на диалогах с красиво выстроенными кадрами и иногда с чересчур глубокомысленными эпизодами, да простим мы режиссера за избитый прием – останавливающиеся часы как символ окончания жизни. Бомба падает на голубятню как аналогия разрушенной родины, неоднозначные аллюзии на тему воды (источника жизни?) – странные воспоминания ополченца о том, что его в детстве спас из воды мохнатый пес по кличке Брежнев, а украинец Соколов до войны разносил по домам воду для кулеров. Патриотического арт-хауса у нас не так много, и после "Завода" режиссера Юрия Быкова назвать больше нечего. И все же кино держит в напряжении, чем не всегда могут похвастаться картины этого жанра, – сюжет хорошо построен, а общая знакомая обстановка "любого дворика" России (тут и дома, и лица родные) заставляет сопереживать даже помимо воли. Примечательно, что съемки велись в Крыму.

"Донбасс. Окраина", кадр из фильма(2019)|Фото: kinopoisk.ru

Атмосфера добавляет "немного постапоклипсиса" в наши ленты: брошенные дома, несколько выживших, дефицит еды, воды и лекарств, вместо бункера – подвал. Украинские силовики на БТР-ах, как одичавшие группы мародеров, приезжают в Марьинку, и под каменным взглядом оставшегося в вертикальном положении Ленина устраивают расправу над женщиной.

В молчаливых домах пустые квартиры оказываются иногда не такими уж и пустыми, здесь прячется упрямая бабушка, которая не захотела уезжать, и дедок, который "еще ту войну помнит" – сын и один из внуков ушли в ополчение, другой внук – "в нацики". Есть и труп – женщина в наполненной ванной. В финале кино превратится в детектив – если есть жертва, то надо узнать, кто убийца.

"Донбасс. Окраина", кадр из фильма(2019)|Фото: kinopoisk.ru

В ограниченном пространстве под бомбежкой авторы фильма собрали практически все действующие лица конфликта на юго-востоке Украины: мирные жители – ребенок, откопанный из-под обломков, упрямая типичная русская бабушка, женщина, муж и брат которой ушли в ополчение, уверенные в своей правоте идейные дамы – волонтер из Киева и "бандеровка", представители украинской армии и "сепаратист", который их всех пытается спасти. Как спаситель по закону жанра он, конечно, должен погибнуть, но его смерть, как уверяют создатели кино, будет не напрасной, она позволит главному герою понять, против кого должно быть направлено его оружие. Режиссер на пресс-конференциях энергично отбивается от попыток упрекнуть его в "политике" – это лента о людях, которые попали в трудную ситуацию, о вреде войны уверяет он, но запутать нас у него не получилось, а снять хороший фильм с однозначно расставленными акцентами – это вышло с успехом.



Елена Рычкова