Аналитика


Никита Кричевский: Чиновникам дали сигнал, чтобы лучше перепрятывали незаконные доходы
Экспертное мнение | В России

Минюст работает над законопроектом по отъему у чиновников нелегальных накоплений. По идее ведомства, если госслужащий не может доказать легальность заработанных средств, то они изымаются прямо с банковских счетов. И, вроде бы, правильное дело, но только бесполезное – так как родственники и супруги чиновников, как известно, давно уже "зарабатывают", судя по декларациям, больших них самих.

Вспоминается тут и заграничная норма, по которой также отнимались финансы у всех, кто не мог доказать их законность, в частности досталось и российским олигархам. Но ключевое тут – "у всех", Минюст же говорит только о госслужащих. Почему в ведомстве не заинтересованы в том, чтобы "прижать" олигархов и почему разработка законопроекта началась только сейчас – своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский:

– С моей точки зрения, закон больше популистский, чем предполагающий какие-то реальные изменения. Конечно, отдельные бюрократы подпадут под его действие, но в общем и целом это выстрел в пустоту. Потому что чиновничество давно уже в курсе, что ему нужно декларировать абсолютно все свое имущество, в том числе денежные средства на счетах, поэтому оно научилось прятать деньги – либо это средства, оформляемые на родственников, либо деньги, выводимые за границу, либо что-то еще.

И напрямую "сольются", наверное, только самые тупые – хотя и такие тоже найдутся.

То есть о какой-то массовой кампании по изъятию денежных средств можно даже не говорить. Тем более когда мы подразумеваем служащих государственного уровня, а не муниципального.

антикоррупционный форум Екатеринбург(2016)|Фото: Накануне.RU

Сейчас принято многие инициативы власти сводить к рейтингу президента, но он зависит не от точечного законопроекта, очевидность и продуктивность которого не ясна – он зависит от других показателей. Например, от роста реальных доходов людей или от увеличения занятости, расширения количества рабочих мест в экономике. Ничего подобного не происходит, поэтому рейтинг президента (а президент у нас ответственный за все), естественно, находится под ударом. Плюс ко всему, постоянный рост бедности, нехватка средств в Пенсионном фонде, напрасное повышение пенсионного возраста, бедственное положение семей с детьми, притом что федеральный бюджет по итогам первого квартала получил профицит в 1,155 трлн руб. А все эти деньги направлены на покупку валюты. Плюс ко всему, чрезмерно жесткая политика Центрального банка, ну и общая стагнация, если не сказать спад в экономике.

В Великобритании подобная мера направлена на всех, у кого есть денежные средства, очевидность происхождения которых является сомнительной. То есть одно дело, когда вы получаете деньги за счет дивидендов или как часть распределенной прибыли от коммерческой деятельности, либо какими-то третьими путями. И совсем другое – когда вдруг на счетах в британской или американской банковской системе появляются миллионы в один момент. И очень часто эти деньги принадлежат не бизнесу, не людям, скажем, творческих профессий, а как раз чиновникам, либо же крупным бизнесменам, связанным с властями своих стран. Для примера – помимо Абрамовича, под прицел в Великобритании попали представители Пакистана, Азербайджана и Нигерии. То есть закон массовый.

А у нас есть 273 ФЗ о противодействии коррупции, который прямо запрещает чиновничеству любую коммерческую деятельность. Следовательно, любое имущество или любые денежные средства, как и расходы, превышающие доходы, являются объектом пристального внимания. Любые другие граждане, не находящиеся на государственно-гражданской службе, могут, во-первых, не декларировать денежные средства. А во-вторых, они не являются служителями государства. А 273 ФЗ направлен именно на устранение коррупции на государственно-гражданской службе.

взятка(2016)|Фото:Накануне.RU

Почему же законопроект разрабатываться начал только сейчас? Ну, потому что, наверное, не хватает здоровой доли популизма. Ничем другим его появление именно сейчас я объяснить не могу, потому что и до этого и у властей, и у проверяющих инстанций существовала масса способов задать вопросы бюрократам – откуда у них незадекларированное имущество. Но очень часто этого не происходит. И мы все видим эти примеры.

Оттого, что будет принят этот законопроект, чиновник будет еще более хватким, вертким и ушлым. И будет знать, что если он какие-то незадекларированные деньги оставил где-то на счетах, тем более открытых на него, то их заберут. То есть это по сути сигнал чиновничеству, чтобы оно более активно перепрятывало свои незаконные доходы.