Аналитика


"На одну ставку есть нечего, а на две некогда": учителя пожаловались Васильевой на зарплату ниже МРОТ
Образование | Курганская область | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым | Пермский край | Магаданская область

Молодые учителя боятся идти в школу из-за избыточной отчетности и неопределенности с зарплатой, заявила министр просвещения Ольга Васильева на парламентском часе о мерах по повышению качества образования в Госдуме. Ее слова подтвердили и сами молодые учителя, и представители субъектов, и депутаты. Они добавили, что средняя зарплата педагога в регионах порой едва превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из-за чего приходится работать на полторы-две ставки. В ответ министр возмутилась, что на местах не выполняют поручение председателя Правительства о соотношении базовой и стимулирующей части оплаты труда. Министерство просвещения, Минтруда и Минфин свою работу уже сделали, дело – за регионами, следовало из слов Васильевой. Подробности – в материале Накануне.RU.

Только 70% поступающих в педагогические вузы получают дипломы, и лишь половина из них "доходит до школьного класса", сообщила министр просвещения.

"Молодые учителя просто боятся идти в школу. Почему? Ответы разные: вопрос об оплате, вопрос об отчетности и другие вопросы", – сказала Ольга Васильева.

В результате стране не хватает 10% учителей. От дефицита кадров страдают Оренбургская, Курганская, Кемеровская, Магаданская, Омская области, Еврейская автономная области и Чукотка.

Как правило, в этих условиях учителя вынуждены работать на 1,5-1,78 ставки – вести непрофильные для себя предметы.

"Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается", — заявила Ольга Васильева, отметив, что на сегодняшний день информатику ведут 306 учителей физической культуры.

Ольга Васильева, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Нормальной ставкой, при которой учитель полноценно работает и развивается, в Минпросе считают 1,2 ставки.

Но позволить себе такую "роскошь" могут единичные регионы.

"Вызывают тревоги поступающие жалобы на низкую заработную плату. Еще в 2017 г. вместе с трехсторонней комиссией мы установили, что заработная плата назначается в соотношении 70% - гарантированная часть и 30% - стимулирующая, однако такая пропорция не соблюдается в регионах. Доходит до того, что гарантированная часть составляет порядка 10%. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского края, Пермского и Краснодарского края. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда", – заявила Ольга Васильева.

Парламентские слушания о повышении качества образования(2019)|Фото: Госдума РФ

Точные цифры назвала председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяна Бодрова, чем вызвала откровенное недовольство министра просвещения.

"Вы поставили совершенно правильную проблему – чтобы базовая часть зарплаты составляла 70% по отношению к стимулирующей. Но мы все понимаем, что в большинстве регионов базовая ставка учителя составляет 5-8 тыс., что в полтора раза меньше МРОТ. Не считаете ли вы, что вместе с Министерством труда, Министерством финансов нужно проработать вопрос, чтобы базовая ставка учителя была выше МРОТ, тогда будет легче довести зарплату педагога до средней по региону? Потому что сейчас приходится либо увеличивать количество ставок, либо увеличивать стимулирующие выплаты", – сказала она.

Министр поинтересовалась, в скольких школах Самарской области выполняется поручение Правительства о соотношении гарантированной и стимулирующей частей оплаты труда учителя. Самарский депутат не смогла ответить.

"У нас ставка 1,7 у учителей, а базовый оклад – 8 тыс. руб.", – сказала Бодрова.

Ольга Васильева, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

"Не надо сейчас творить мифы, если бы у вас 50% выполняли школ, была бы одна история, 70% – другая история. Отвечая на ваш вопрос: мы сели с Минтрудом уже в прошлую пятницу работать над этим вопросом, но вы не можете мне сказать, сколько школ выполняет это поручение", – резко ответила Васильева и менторским тоном предложила собеседнице "сесть на место и посчитать" школы, выполняющие соотношение по зарплате.

Учительская нагрузка высчитывается по четырем направлениям в зависимости от количества часов, стажа, внеурочной работы, дополнительных функций, поэтому точной привязки зарплаты к объему работы педагога нет, пояснила Васильева.

"Получается, что учителя на территории России нагружены по-разному. Может быть ставка 1,78 и исходя из этого регион отчитывается о зарплате учителей, а в Мордовии, например, ставка 1,1 – разница очень большая. Мы хотим, чтобы база – 70% – была гарантирована. В Мордовии нагрузка дает учителю совершенствоваться, а при ставке 1,78 разговор о профессиональном росте вести уже затруднительнее", – сказала министр.

Олег Смолин, Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

"На одну ставку есть нечего, а на две – некогда", – вспомнил "шутку" учителей, работающих на полторы ставки, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

"Уважаемая Ольга Юрьевна, когда мы сообщаем учителям официальную информацию о том, сколько они получают, они крайне удивляются официальной статистике, – заявил депутат. – Средняя нагрузка учителя, согласно исследованиям ОНФ в 2016 г., была 28 уроков в неделю, то есть более полутора ставки. По данным РАНХиГС, в 2018 г. количество учителей, которые работают на две ставки, превысило 13%. Как учитель по первой специальности, я хочу сказать, что нормально работать в такой ситуации невозможно. Либо ты нормально не живешь, либо не даешь детям то, что должен дать, профессиональное выгорание при такой ситуации неизбежно".

Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Не смог нормально жить, работая учителем, и молодой педагог из Омска Степан Кошкарев, окончивший педагогический университет с красным дипломом. Он рассказал, что получал 19 тыс. 500 руб. в первый год своей работы в школе при нагрузке 27 часов в неделю и пяти часах "внеурочки". На второй год нагрузка снизилась до 24 часов, а зарплата – до 12 тыс. 500 руб.

"На третий год я не остался, я покинул сферу образования, поскольку уровень дохода и социальный статус учителя меня не удовлетворял. Я молодой человек, который хочет создать семью и думает о том, как обеспечить для нее достойный уровень жизни. Но с теми финансовыми условиями, которые предлагаются в школе, я не могу найти ответа, как это сделать. Спустя год работы в СМИ, где доход был выше, я все же вернулся в образование, потому что мне важно содержание моего труда, потому что учителей не хватает", – выступил Степан Кошкарев.

Парламентские слушания о повышении качества образования в Госдуме(2019)|Фото: Госдума РФ

Оклад учителя в Омской области, названной министром просвещения в числе регионов с дефицитом кадров, составляет 8 тыс. 543 руб. при МРОТ в 8 тыс. 480 руб., заявил учитель.

"Мне больно от того, что я вижу, что труд педагога не оценен. Заработная плата – это индекс ценности труда. Учителя, чтобы как-то выжить, берут слишком много уроков, несутся с урока на урок, заполняют тучи отчетов, а все свободное время, если оно остается, посвящают своим ученикам. В таком угаре теряется ориентир на личность ребенка, развивается озлобленность на всех участников учебного процесса. Труд учителя оплачивается ниже, чем неквалифицированный труд продавца в магазине", – добавил молодой специалист.

Сейчас омский учитель ведет 25 уроков в неделю и семь часов "внеурочных" занятий и получает зарплату в 20 тыс. 500 руб.

"В нашем регионе рост доходов учителей был за счет роста нагрузки. За шесть лет оклады были проиндексированы лишь однажды на 5%", – заключил он.



Анна Смирнова