Аналитика


Катастрофа Ан-24: кто виноват и что делать?
Мнения из Сети | В России

2019 год обещает стать поистине черным годом для российской гражданской авиации. В мае в Шереметьево сгорел при посадке новейший лайнер "Суперджет-100", а теперь в Нижнеангарске также неудачно приземлился и сгорел ветеран Ан-24.

К сожалению, и в том и в другом случае не удалось избежать жертв, правда, в случае с Ан-24 все 43 пассажира были спасены, а погибли только пилот и бортмеханик. Как и в случае с "Суперджетом-100", катастрофе Ан-24 предшествовала техническая неисправность. Во время полета у самолета отказал один двигатель, но для Ан-24 это не критично – самолет вполне может продолжать полет и с одним двигателем. Вскоре в Сети появилось видео посадки, на котором видно, что Ан-24 вполне уверенно заходит на полосу с одним работающим правым двигателем, так же уверенно садится и бежит по бетонке.

В большинстве подобных посадок как раз в этот момент раздаются аплодисменты пассажиров, но тут что-то пошло не так: самолет начал смещаться вправо, выкатился за пределы полосы, в какой-то момент не выдержала правая стойка шасси, явно не рассчитанная на такие внедорожные заезды, после чего самолет снес забор и врезался в здание очистной станции. После чего начинается пожар и эвакуация пассажиров.

При столкновении со зданием погибли пилот и бортмеханик, находившиеся в носовой части лайнера, на которую и пришелся основной удар, а что касается пассажиров, то около 30 человек получили травмы различной степени тяжести, к счастью, не представляющие непосредственной угрозы жизни.

Ан-24 Ангара пожар аварийная посадка(2019)|Фото:пресс-служба ГУ МЧС РФ по Республике Бурятия

Сообщалось, что медицинская помощь оказана 22 пассажирам, шесть из которых госпитализированы. В основном речь идет об ушибах и вывихах, так что в отличие от катастрофы "Суперджет-100" в Шереметьево, пассажирам Ан-24, можно сказать, повезло – удалось избежать не только большого числа жертв, но и серьезных травм. Хотя Ан-24, как и "Суперджет-100", после приземления загорелся и выгорел полностью. И если бы не самоотверженность некоторых пассажиров, героически спасавших людей и спасших второго пилота, то остается только догадываться, как могли бы развиваться события и к каким последствиям они привели бы.

Скорее всего, в отличие от шереметьевской катастрофы, следствие не будет рассматривать пресловутый "человеческий фактор". Летчики действовали профессионально, аккуратно посадили самолет, без всякого "козления", как это было в Шереметьево, а что произошло дальше – это, скорее всего, не их вина. Хотя делать однозначные выводы преждевременно и стоит дождаться хотя бы предварительных результатов расследования.

А вот что стоит обязательно упомянуть, так это возраст Ан-24 – 41 год. Также стоит упомянуть, что капитальный ремонт самолета был аж в 1991 году, то есть ещё при Советской власти.

Ан-24 - прекрасный, надежный и неприхотливый самолет, типичный представитель советской школы авиастроения. Это одна из лучших машин КБ Антонова, и долгая эксплуатация потерпевшего аварию в Нижнеангарске борта – лучшее тому подтверждение. Шутка ли – летать более 40 лет?! Сложно сказать, сколько в мире вообще осталось самолетов, начавших трудовую карьеру в 1978 году. Но даже такой надежный и крепкий самолет, как Ан-24, не может летать вечно.

У всякой машины есть свой предел, и если честно, то удивительно, что Ан-24 разменял пятый десяток, находясь в эксплуатации. В этой связи также можно вспомнить, что эксплуатация типа воздушного судна Ан-24 началась в далеком 1962 году.

Большинство его сверстников давно отправились на слом или в музеи. Но летать ветерану приходилось в том числе и по весьма прозаичной причине – у него нет преемника. Аналогичного двухмоторного турбовинтового самолета пассажировместимостью до 60 человек. Вернее, есть – Ил-114, впервые поднявшийся в небо ещё в 1990 году. Ильюшинская машина как раз и разрабатывалась как преемник Ан-24, и если бы не уничтожение СССР, "святые" девяностые годы и нашествие орды "эффективных менеджеров", то она давно была бы выпущена в количестве нескольких сотен штук и давно перевезла бы не первый и даже не десятый миллион пассажиров. Но на сегодняшний день имеется только лишь правительственное постановление о выпуске Ил-114, который должен пойти в серию в 2021 году.

Ан-24 Ангара пожар аварийная посадка(2019)|Фото:пресс-служба ГУ МЧС РФ по Республике Бурятия

Во всяком случае, это предписывает постановление, а уж как там сложится реально – сказать сложно. То есть, говоря другими словами, благодаря вышеназванным факторам, Ил-114 не может подняться в небо уже 30 лет. Тридцать лет этот самолет прикован к земле, и нет гарантии, что когда-нибудь ему все же дадут заниматься своим прямым делом – возить пассажиров. У нас же вечно нет денег на разные нужные проекты, кроме Олимпиады и мундиаля.

Сюда нужно приплюсовать и "эффективность" работы менеджеров, вызывающую стойкую ассоциацию с летаргией, да что там говорить – Ил-114 тридцать (!) лет стоит на приколе. Этим все сказано и добавить к этому нечего. Кроме того, что это полностью готовый самолет, доставшийся России по наследству от СССР - бери да выпускай, ничего изобретать не надо, но нет же! Вечно что-то мешает, как пресловутому танцору. Вот и возят пассажиров в отсутствии Ил-114 старички Ан-24, которых хотели отправить на пенсию ещё в конце восьмидесятых. Вот и сгоревший в Нижнеангарске борт давно уже был бы списан, но летать ему пришлось до тех пор, пока не начали отказывать из-за старческой немощи узлы и агрегаты старого трудяги. К сожалению, закончилось это пожаром и гибелью двоих людей. И запросто могло закончиться ещё трагичнее.

И напоследок хотелось бы задаться вот каким вопросом: две катастрофы с жертвами менее чем за два месяца - не многовато ли? И, конечно же, как тут не вспомнить вытекающий из всего этого извечный русский вопрос: кто виноват и что делать?