Аналитика


Платежки за ЖКУ ставят рекорды. "Коммуналка" растет быстрее зарплат
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Центральный ФО | Северо-Западный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Крым | Пермский край | Воронежская область | Москва | Московская область

С начала 2019 г. платежи за ЖКХ в среднем увеличились на 4,46% – цифра содержится в распоряжении Правительства. Однако в реальности тарифы на ЖКУ в субъектах установлены выше базового индекса. Отклонение как в меньшую, так и в большую сторону допускается законом, но региональные власти в подавляющем большинстве случаев выбирают последний вариант. В отдельных муниципалитетах чиновники уже разрешили индексацию на уровне 121%. Опережающий рост аналитики связали с повышением НДС, текущий год – первый, в котором бенефициаром "коммунальной инфляции" стал федеральный бюджет.

Исследование о росте тарифов на ЖКУ в 2019 г. представили эксперты Института проблем естественных монополий, передает корреспондент Накануне.RU. В текущем году значения индексов платы (речь о величине индексации, указанной в решении кабмина) за коммунальные услуги в среднем по стране существенно возросли впервые c 2015 г.: на 4,46% против 4,29% в 2018 г.

"Если рассмотреть среднее взвешенное базовое значение индекса за вторую половину 2019 г. (то есть без учета индексации на величину роста ставки НДС), то оно будет существенно ниже – лишь 2,71%. Таким образом, основным бенефициаром повышения индексов в 2019 г. становится федеральный бюджет, а не ресурсоснабжающие организации. Последние, напротив, вынуждены повышать эффективность своей деятельности, поскольку их выручка будет расти медленнее инфляции", – говорится в исследовании ИПЕМ.

"Коммуналка" становится все более тяжелой статьей расходов для россиян, так как индекс платы по-прежнему не соответствует динамике доходов населения. В текущем году коэффициент корреляции между индексами платы и приростом среднедушевой зарплаты в 16-17 гг. составил -0,14, а между индексами платы и приростом среднедушевых доходов населения за тот же период -0,01.

Индексы, установленные Правительством, не являются окончательными, власти регионов самостоятельно утверждают тарифы для муниципалитетов в коридоре возможных отклонений. На период 2019–2023 гг. допустимые отклонения установлены в размере базового значения на вторую половину 2019 г. То есть индекс платы может быть в два раза выше базового значения. Кроме того, глава региона по просьбе муниципальных властей может повышать индексы платы сверх значения, утверждённого Правительством, прямая ответственность за подобные решения отсутствует.

Окончательные и базовые значения индексов платы в 22 крупнейших по населению регионах России(2019)|Фото: ИПЕМ

ИПЕМ проанализировал тарифы в 22 регионах с наибольшей численностью населения, в большинстве субъектов тарифы отклонялись от базовых в сторону повышения. В шести территориях из 22 тарифы равны базовым равны базовым, в трех регионах (Московская область, Алтайский край и Омская область) фактические индексы превышают базовые значения даже с учётом допустимого отклонения.

Дифференциация тарифов есть и в разрезе муниципалитетов. В Московской области базовое значение индекса составляет 3,6%, окончательное значение в городском поселении Софрино – 22%, а в Балашихе – 25,5%. Ещё более вопиющая ситуация сложилась в Алтайском крае, где при базовом значении индекса 2,4% окончательное значение в Кулундинском сельсовете оставило 101%, в Леньковском – 121,0%. При этом реальный рост тарифов может и не достигать столь экстремальных значений, однако нормативные акты позволяют повысить тарифы на такой процент.

С 1 января в теории тарифы должны были увеличиться на 1,7%, фактический рост отличался, причем, в обе стороны. В Красноярске в октябре 2018 г. была проведена дополнительная индексация тарифов на водоснабжение и водоотведение. С одной стороны, это позволило выдержать требование о январском росте тарифов на 1,7%. С другой стороны, если сравнивать средние значения тарифов во второй половине 2018 г. и первой половине 2019-го, окажется, что они возросли довольно сильно: на 8,8% по холодному водоснабжению и на 12,2% по водоотведению. В Ростове-на-Дону, напротив, прошло снижение (!) ставки за теплоноситель для горячего водоснабжения на 2% (и это с учётом повышения НДС), что позволило ограничить рост итогового тарифа уровнем 0,7%.

Допустимый и фактический прирост платы за коммунальные услуги (вторая половина 2019 года ко второй половине 2018-го)(2019)|Фото: ИПЕМ

Анализ изменения тарифов за коммунальные услуги в 15 городах-миллионниках показал превышение базовых значений тарифов в семи городах. В Самаре и Красноярске превышены и значения индексов платы региональных властей для муниципалитетов.

"Что касается изменения совокупной платы за коммунальные услуги в 2019 г., то минимальный прирост платы (менее 4%) ожидается в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, максимальный (свыше 6%) – в Воронеже и Красноярске", – отмечено в исследовании.

Если рассматривать тарифы на ЖКУ с учетом "мусорной реформы", то темпы роста будут существенно выше. Лишь в Санкт-Петербурге прирост составит крайне низкие 3,1% – это было достигнуто благодаря отсрочке ввода платы за обращение с ТКО и массовому пересмотру тарифов в июне. Ещё в двух городах (Нижний Новгород, Пермь) – чуть ниже 5%. В Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Омске прирост платы составит 8,5–9%. Как следствие, темп прироста платы за ЖКУ превысит окончательные значения индексов платы за коммунальные услуги в 10 из 15 городов.

Ожидаемый платёж домохозяйств за коммунальные ресурсы во второй половине 2019(2019)|Фото: ИПЕМ

По расчетам ИПЕМ, минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, за счёт высоких доходов населения жители этих городов тратят на оплату коммунальных услуг 7-9% своих доходов. Максимальна эта нагрузка – более 13% – в Волгограде, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой. 11,9% своих доходов в счет платежей за ЖКУ отдают пермяки (размер квитанции – порядка 6,8 тыс. руб.), 11,6% – жители Ростова-на-Дону (6,7 тыс. руб.).