Аналитика


Нужны ли Китаю новые Су-35?
Армия и ВПК | В России | За рубежом

Предложение российской стороны о поставке новой партии истребителей Су-35 встретило широкий отклик в китайском сегменте Сети. В 2015 г. стороны подписали и выполнили контракт на поставку 24-х истребителей Су-35, таким образом, Поднебесная стала их первым зарубежным покупателем. Вместе с тем, изначально планировалось продать Китаю 48 таких истребителей и Пекин приобрёл сравнительно небольшую партию. Американские СМИ уже сочли увеличение числа Су-35 в ВВС НОАК кошмаром для собственной авиации в Азиатском регионе. Закупка российских истребителей стала бы логичной в контексте "новой эры" двусторонних взаимоотношений, о начале которой недавно объявили лидеры КНР и РФ, однако в китайских СМИ можно встретить немало скепсиса по поводу возможности этой сделки. Подробности – в материале Накануне.RU.

Канал "Да го фэнюнь" в китайском мессенджере-вэйсинь опубликовал статью "Наконец-то пришло! Россия предложила Китаю партию Су-35, но молчит после успешного полёта J-20", авторы которой отмечают, что для России выгоднее произвести и продать как можно больше Су 35, так как в итоге снижается себестоимость каждой отдельной машины. Также важность самолётов этого типа для собственных ВВС снижается с принятием на вооружение истребителей пятого поколения, а потому они подходят для поставок на экспорт.

Однако, по мнению китайских журналистов, у Су-35 есть два преимущества по сравнению с китайским истребителем J-20: большая дальность действия и более совершенный двигатель.

Потребность в Су-35 якобы была во время, необходимое для начала массового производства J-20, сейчас оно налаживается и, соответственно, необходимость в импорте российских истребителей исчезает.

Также "Да го фэнюнь" считает, что российские и китайские машины используются в разных целях: Су-35 можно использовать для патрулирования, и уже имеющихся для этих целей машин вполне достаточно, тогда как в критические моменты будут применяться малозаметные J-20. Китайское издание также отмечает молчание российской стороны после успешного испытательного полёта J-20 и приходит к выводу, что сейчас нет необходимости покупать истребители предыдущего поколения у других стран.

Су-35 ВВС НОАК совершили вылет над Южно-Китайским морем(2018)|Фото: http://kj.81.cn

Военный эксперт Юрий Лямин, напротив, считает, что в складывающейся сейчас международной обстановке новая сделка по Су-35 вполне возможна. Происходит рост напряженности в отношениях между Китаем и США, а это может потребовать ускорения модернизации ВВС и морской авиации ВМС НОАК. "У них в строю остается много устаревших самолетов, на замену которым уйдет много лет даже с учетом максимальной работы китайских авиазаводов и закупки дополнительных Су-35. Одних только истребителей J-7 (копий МиГ-21) различных модификаций было более 470 штук, судя по прошлогодним подсчетам на авиабазах по спутниковым снимкам Google Earth. А ведь кроме этого, у них сейчас часть авиастроительных мощностей занята еще и производством палубных истребителей для их авианосной программы. Конечно, в этом плане дополнительные 24 Су-35 погоды не сделают, но лишними бы не были", – рассказал он Накануне.RU.

Что касается J-20, то их на данный момент в строю находится всего 20 - 30 штук, а что касается сравнений, то в случае, когда там участвуют истребители нового поколения, вроде J-20 и Су-57, то это все сравнения "сферического коня в вакууме", так как их официальные ТТХ неизвестны.

Интересно, что ранее в других китайских СМИ, например, на портале Sina.com обсуждали возможность нарастить производство J-20 в ответ на поставку Су-35 соседям КНР, имеющим разногласия с Пекином по территориальному вопросу – Индии и Вьетнаму. Экспорт Су-35, как утверждается в статье, производство которого уже основательно отработано, может стать хорошим подспорьем для российского авиапрома, тогда как перспективы для производства Су-57 выглядят неоднозначно – заказы российских вооружённых сил не превышают двузначных цифр. Индия отказалась от совместной разработки истребителя пятого поколения, но поставки Су-35 могли бы быть очень актуальны для Индии, в ВВС которой по сей день используется множество советских МИГ-21.

Другой страной – возможным покупателем Су-35 может стать Вьетнам. Ханой в силу геополитических соображений не может закупать вооружение в США, Европе или Китае, поэтому приобретение именно российских самолётов выглядит вполне логичным. Предыдущие сообщения об интересе Вьетнама к Су-57, вероятно, ошибочны и, скорее всего, речь идёт о Су-35.

Ранее Вьетнам уже получал Су-27 и Су-30 в различных модификациях, по своим ТТХ примерно аналогичных тем, что стоят на вооружении ВВС НОАК. Ханою также нужно перевооружать свои ВВС, чтобы увеличить возможности боевой авиации над Южно-Китайским морем, однако Су-57 были бы слишком дорогими, более вероятной выглядит возможность закупки Су-35.

Такая сделка удовлетворила бы обе стороны, так как дала бы РФ и средства, необходимые для работы над Су-57, поэтому велика вероятность, что она может состояться.

Решения Индии и Вьетнама, несомненно, окажут влияние и на планы Китая. Многие в КНР считают, что состоятся новые закупки Су-35, возможно, даже до сотни штук. Однако сейчас большинство стран вкладываются в производство истребителей-невидимок, у Китая это J-20 и FC-31, причём последний в перспективе может даже отправляться на экспорт.

Китайский истребитель пятого поколения "Цзянь-20"(2018)|Фото: http://news.ifeng.com

При этом производство истребителей пятого поколения не отменяет необходимости в машинах предшествующих типов. Юрий Лямин обратил внимание на то, что в Китае параллельно с J-20 продолжают выпускать истребители J-10 и J-16. У нас вместе с началом серийного производства Су-57 тоже, насколько известно, не собираются отказываться от производства Су-35 Су-30СМ. К тому же, истребители нового поколения, особенно поначалу, стоят значительно дороже.



Павел Мартынов