Аналитика


Олег Смолин: Образование – светское, но культура у всех одна
Экспертное мнение | В России

Для предотвращения искажения позиции и передергивания слов о религиозной литературе в школьной программе.

Я всегда был и остаюсь сторонником светского образования, равно как и светским человеком.

При этом прекрасно понимаю, что современному человеку весьма полезно знать классические тексты мировых религий.

Я против того, чтобы религию у нас изучали, как предлагают некоторые деятели православной церкви, со 2 по 10 класс. Но я сторонник того, что молодые люди должны иметь представление о том, что такое Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Тора.

Поэтому я действительно поддержал изучение в рамках школьной программы эти выдающиеся произведения мировой литературы, но не в качестве преподавания религии, а в качестве общекультурного развития наших детей.

Я думаю, что это было бы отличной альтернативой предложению изучать религию на протяжении 9 лет.

Когда меня спросили – "за счет чего можно было бы изучать эти классические произведения?"

Я ответил – "Что их можно изучать за счет слишком политизированных произведений литературы, например, – "Архипелага ГУЛАГ".

Я убежден, что это произведение не является литературной классикой и не дает понимание эпохи, о которой оно написано.

Например, если говорить о Гражданской войне, то лучше прочитать "Тихий Дон" Шолохова, если говорить о репрессиях 30-х годов, то лучше повесть "Слепящая тьма" Артура Кестлера. Вы поймете гораздо больше эпоху, чем от прочтения "Архипелага ГУЛАГ".

Наверняка есть и другие чрезмерно политизированные произведения, которые можно было бы убрать из программы.

Еще раз проясним позицию и прокомментируем положение о моей поддержки православной церкви:

Я предложил изучать эти произведения не в качестве обучения религии, а в качестве обучения культуре.

Напоминаю, что если обратиться к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстова, то вы очень часто будет находить там отсылки к классическим религиозным текстам.

Заканчивая, я отмечу, что Николай Бердяев – выдающийся христианский мыслитель в работе "Истоки и смысл русского коммунизма" написал – "Разрушение церквей 1917 года было наказанием за слишком сильное сращивание православной церкви и государства".

Повторяю, это мнение Николая Бердяева, я, как человек светский, оставляю его без комментария.