Аналитика


Зачем Лавров вспоминает о хрущёвской декларации и обещает острова?
Политика | Дальневосточный ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Тема передачи Японии островов Южно-Курильской гряды, казалось, ушла из информационной повестки. Но на днях дискуссия оживилась вновь после напоминания министра иностранных дел Сергея Лаврова о советско-японской декларации 1956 г., допускавшей передачу островов в качестве жеста доброй воли.

Выступая на молодёжном форуме "Территория смыслов", глава внешнеполитического ведомства напомнил формулировки: "исходя из доброжелательного отношения к Японии, учитывая интересы японского народа, Советский Союз готов после заключения мирного договора передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в качестве жеста доброй воли". При этом Лавров тоже упоминал необходимость признать итоги Второй мировой войны.

Позже представитель МИД РФ Мария Захарова подтвердила радиостанции "Говорит Москва", что речь идёт об "официальной позиции российских дипломатов", однако заявление министра недопустимо трактовать как "условия передачи островов".

Отсылки дипломатов к "доброй воле" всё же резко отличаются от заявлений российских политиков в начале года. Так, например, помощник президента РФ Юрий Ушаков говорил, что в Японии "должны признать итоги Второй мировой войны, которые до сих пор не признали, а по итогам Второй мировой войны все острова Южной Курильский гряды перешли к Советскому Союзу и, естественно, Российской Федерации". "Это наша земля, и никто не собирается эту землю кому-то отдавать", - подчеркивал он.

Между тем в Токио продолжается волна недовольства после визита на Итуруп премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, а в нынешнем заявлении Сергея Лаврова японцы обратили внимание не на готовность передать острова, а на принадлежность территорий России.

Исследователь истории стран Азии из Токийского университета Василий Лебедев рассказал Накануне.RU, что в правоконсервативной японской газете "Ёмиури синбун" интерпретировали заявление Лаврова как то, что Россия как победитель не должна ничего возвращать. Разумеется, сами газетчики считают, что Россия должна вернуть.

Издание "Майнити симбун" недавний визит Дмитрия Медведева на Итуруп называет "предательством доверия Японии" и делает упор на проведение на островах российских выборов.

"Медведев посетил Эторофу [Итуруп] частично с целью поддержки кандидата от правящей партии на выборах губернатора Сахалина. Рейтинг одобрения правительства президента Владимира Путина является низким из-за затяжного экономического спада. Стратегия России по использованию своих претензий на четыре острова для проведения внутренних выборов при продолжении переговоров с Японией по этому вопросу проблематична.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Премьер-министр Абэ намерен посетить Россию в следующем месяце, чтобы провести переговоры с президентом Путиным, премьер-министр может вести конструктивные переговоры только в том случае, если он предостерегает президента от провокаций России", - сообщается в публикации "Майнити симбун".

Василий Лебедев обращает внимание на то, что такая точка зрения пользуется поддержкой японских читателей. В комментариях часто критикуется Россия и её внешняя политика:

При этом все политические силы в Японии, как левые, так и правые, недовольны нынешним положением и намерены "вернуть своё", а не получить острова в качестве жеста доброй воли. Даже Компартия Японии выступает за передачу Курильских островов. Хотя при этом, в отличие от других политических сил, они также говорят и о необходимости вывода с территории страны американских войск.

В Японии даже те, кто соглашается с утратой Курил по Сан-Францискому мирному договору, считают Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабома не Курильскими островами, а своеобразным продолжением Хоккайдо (islands-off-Hokkaido).

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Также, с точки зрения официального Токио, признание советской стороной данного момента косвенно содержится в Советско-японской декларации 1956 года. Таким образом получается, что Россия держит под своим контролем четыре острова, которые по формальным признакам частью её территории являться не должны", - разъяснил японскую позицию Василий Лебедев.

Но даже в случае гипотетической передачи Шикотана и гряды Хабомаи, вопрос оставшихся двух островов японцы тоже оставят на повестке дня, а для внутреннего потребления в Стране восходящего Солнца это всё преподнесут как своеобразный русский аванс. Конечная цель японской стороны - это получение всех четырёх островов.

"Правительство [Японии], которое хоть заикнется о том, что вот мы получили эти два острова и всё, тут же будет сметено гневом народного протеста, причём как слева, так и справа", - подчеркнул исследователь.

Таким образом, позиции Москвы и Токио по вопросу Южных Курил остаются диаметрально противоположными и потому переговоры вокруг них вызывают беспокойство в обеих странах. В России упоминания о декларации 1956 г. считают свидетельством готовности отдать острова. Японцы, как ни странно для россиян, те же самое заявления трактуют совершенно наоборот, и их тревожит нерешительность Абэ в переговорах.