Аналитика


Праздник победы над Ордой: 4 ноября народное единство, а 11-го - разъединение?
Вехи истории | Приволжский ФО | В России

Поправки в закон "О днях воинской славы и памятных датах России" в Госдуму внес депутат от Калужской области Геннадий Скляр. Инициативу уже поддержало Правительство РФ, и, как пишет "Коммерсант", одобрил министр культуры Владимир Мединский, известный тем, что свой высокий государственный пост он совмещает с литературным творчеством - из-под его пера вышло несколько книг по истории отечества.

Праздник стояния на Угре собираются учредить 11 ноября для поднятия патриотизма, по мнению инициаторов, именно тогда произошло окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов. Это не первый случай, когда законотворческие силы вглядывались в тьму веков, чтобы найти там подтверждение нашей непобедимости, востребованность таких праздников возникла после развала Советского Союза, когда власти нужно было заменить многие даты достижений советского периода. Так появился, например, День народного единства 4 ноября (когда мы изгнали поляков из Кремля) вместо праздника 7 ноября, но хоть и появился, не затмил пока "красный день календаря", годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Видимо, праздник 11 ноября из той же серии, иначе какая ещё цель у этого праздника, который сразу после 4 ноября вносит нотку межнационального конфликта?

Противостояние на реке Угре, несомненно, интереснейшее событие, считает историк Евгений Спицын, но его нельзя отождествлять с "победой над татаро-монгольскми игом", более того, если с поляками все однозначно, то в многонациональной стране, где живут потомки ханов, праздновать победу над ними или освобождение от них – давать повод обострения межнациональных отношений. И действительно, в Татарстане не поддержали законопроект о памятной дате, такой праздник будет сеять рознь и оскорблять их. Госсовет Татарстана направит в Госдуму отрицательное заключение на инициативу установить день окончания Великого стояния на реке Угре в 1480 году в качестве всероссийской памятной даты.

коллаж, флаг Татарстана, мечеть Кул Шариф(2017)|Фото: Накануне.RU

- Противостояние на реке Угре хотят сделать государственным праздником, инициативу поддержали в Правительстве, Мединский одобрил, а вы как считаете, этот день достоин собственного памятного дня и не внесет ли это межнациональную рознь?

- Вообще мне не нравится вся эта история с так называемыми памятными датами. Начнем с того, что те памятные Евгений Спицын(2017)|Фото: Евгений Спицындаты, которые уже таковыми юридически оформлены, не соответствуют действительности.

Дело в том, что ко всем этим датам чохом прибавили по 13 дней, но ведь это только в 20 веке, когда мы перешли на Григорианский календарь по декрету СНК 1 (14) февраля 1918 года, разница между Григорианским и Юлианским календарем была 13 дней. В 21 веке эта разница сохраняется такой же, потому что 2000 делится на 4 без остатка, но в 19 веке эта разница была 12 дней, в 18 веке – 11 дней, в 17 и 16 веках - 10 дней, поскольку 1600 тоже делится без остатка на 4. Я уже не говорю про то, что, например, Куликовская битва или Невская битва вообще произошли, когда Юлианский календарь использовался во всех христианских странах. А у нас взяли и скопом все эти события продатировали как события, произошедшие по Григорианскому календарю в 20 веке. То есть ко всем исходным датам прибавили цифру 13 и установили эти дни в качестве какого-то дня воинской славы. Это же элементарное невежество.

- Сегодня существуют разные точки зрения на то, чем в реальности было это татаро-монгольское Иго?

- Сам термин не отражает реалий того времени. Это была система вассальных отношений, она вообще характерна для любого феодального общества – будь то азиатское, будь то европейское, будь то наше русское общество. Это была особенность политического строя многих феодальных государств и внутри, и на международной арене.

- То есть у нас были феодальные отношения с Ордой?

- Да, действительно, у нас были вассальные отношения с тем, что было принято называть термином "Золотая Орда". Основными элементами этих вассальных отношений были выдача ханских ярлыков на великое и удельные княжения и уплата "черного бора" или ордынского "выхода", то есть дани.

Но в разные периоды и выдача ханских ярлыков, и уплата ордынского выхода ставилась под сомнение. Таких периодов в это время было предостаточно. Можно вспомнить, например, того же Дмитрия Донского, или даже Юрия Московского. Мало кто знает, но даже старший брат Ивана Калиты в течение пяти лет в самом начале 14 века не платил ордынский выход Сараю. При Василии II мы продолжительное время не платили ордынский выход и т.д. Со временем эта система вассальных отношений пришла в упадок, это было связано прежде всего с дроблением самого Улу Улуса, там началась «великая замятня», то есть вражда между разными кланами, потомками Чингисхана и другими представителями ордынской знати, Русь в это время наоборот окрепла, овладела новыми территориями и падение этого так называемого "ордынского ига" стало логическим завершением этого исторического процесса.

Как из одного эпизода эти отношений сделать якобы патриотическое памятное событие - я не знаю. И категорически выступаю против.

Картина "Стояние на реке Угре"(2019)|Фото: al.rus.team

- А что касается этой конкретной даты, связанной со стоянием на Угре?

- Во-первых, историки давно говорят о том, что сам процесс освобождения от вассальной зависимости занял не один год, что фактически Москва перестала платить дань орде еще в начале 1470-х гг., а ярлык в Орде Москва не получала вообще чуть ли с начала правления Ивана III, с момента его вступления на престол. Поэтому эта так называемая вассальная зависимость уже тогда де-факто не существовала. Третье обстоятельство – все-таки Россия многонациональное государство, вобравшее в себя из земли бывшей Большой орды хана Ахмата, которую населяли многие народы, в том числе тюрки, ногайцы и т.д., которые являются предками астраханских татар, башкир, калмыков и других. А им тогда какой день устанавливать и что им праздновать?

- Действительно, в Татарстане эту инициативу восприняли болезненно – считаете, оправданно?

- Да. Зачем на пустом месте огород городить? А по сути, для чего все это устанавливается – это лишняя "отмывка денег", никто искренне праздновать день стояния на реке Угре не будет.

- В Калужской области это, видимо, все же до сих пор вызывает добрые чувства, раз местный депутат для воспитания патриотизма внес такое предложение?

- Господи, как уже достали эти бездельники-депутаты, что других реальных проблем нет? Занимаются голым пиаром и популизмом. Укрепить страну таким «патриотизмом» не получится, это как раз игра в пользу врага – наши геополитические противники всегда разыгрывали и будут разыгрывать националистическую карту. Люди уже давно привыкли к тому, что большинство «народных избранников» в лучшем случае протирают штаны в кабинетах, а в худшем – просто грабят страну. Доверие к власти сейчас просто ниже плинтуса, никакое празднование стояние на реке Угре это доверие не поднимет.

- Кажется, специально выискивают в глубокой истории праздники, чтобы сместить акцент с 9 мая 1945 года, когда действительно патриотические чувства у народа неподдельные, хотят показать, что мы, дескать, не только в советское время, что мы всегда-всегда побеждали?

- Ну, во-первых, мы не "всегда-всегда" побеждали. В Средневековой Руси "брат шел на брата, сын – на отца". Новгородцы бились с тверичами, тверичи - с москвичами, нижегородцы - с суздальцами, киевляне - с черниговцами, а волыняне - с галичанами. Что мы сейчас будем все исторические события наклеивать на современную матрицу? Это абсурд. Это как раз антиисторический подход, который к воспитанию патриотизма вообще никакого отношения не имеет.



Елена Рычкова