Аналитика


35 тысяч рабочих Урала и Прикамья первыми могут перейти на четырехдневку
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Приволжский ФО | Уральский ФО | Пермский край

Горести и радости четырехдневной рабочей недели первыми испытают работники предприятий – участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости". Он, напомним, решает задачу повышения производительности на 20% к 2024 г. На предприятиях уже занялись интенсификацией труда, ведь сейчас, как считают в Минэкономразвития, "сотрудники 30–40% рабочего времени ничего не делают". С запуском "пилота" рабочим 46 предприятий Урала и Прикамья придется ускориться еще сильнее, но очевидной выгоды ни производства, ни занятые на них люди могут не получить.

По данным Федерального центра компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда, участниками национального проекта уже стали 226 предприятий из 30 субъектов. Ранее гендиректор ФЦК заявлял о планах увеличить число участников до тысячи к концу года.

Среди регионов УрФО наибольшее количество предприятий-участников – в Тюменской области – 18. В том числе "Сибнефтемаш" – производитель широкого спектра нефтепромыслового оборудования, в штате предприятия работают более 3,5 тыс. человек. В 2019 г. компания планировала увеличить штат до 3,7 тыс. Более 1300 сотрудников трудятся на ГМС "Нефтемаш". Среди других крупных предприятий, на которые может распространиться "пилот" по четырехдневке, "Сиббурмаш", "Тюменьремдормаш", "Тюменские моторостроители". Данные ФЦК и картотеки "Сбис" говорят о том, что в общей сложности в городах области – Тобольске, Ишиме, Тюмени, Ялуторовске – на четырехдневку могут перейти 9,5 тыс. человек.

"Тобольское ПАТП" — одно из крупных автотранспортных предприятий региона, которое обслуживает всю маршрутную сеть Тобольска, пригородные и междугородние маршруты районов области (Тобольского, Вагайского и Уватского), а также часть межрайонных маршрутов. ПАТП – участник нацпроекта и одна из площадок обсуждаемого "пилота". Очевидной выгоды от четырехдневки на предприятии не видят.

"Четырехдневная рабочая неделя у нас применима к административно-управленческому персоналу – это 7% от общей численности работников. Остальные работают по скользящему графику. Для АУП у нас есть дежурства в выходные дни, если в рамках пилотного проекта мы перейдем на укороченную неделю, то нам придется выводить часть сотрудников и в пятницу, так как вся остальная страна будет работать пять дней. И это будет оплата в двойном размере, как за работу в выходной день", – рассказала Накануне.RU куратор направления повышения производительности труда Дарья Егорова. Она добавила, что объем работы при переходе на четырехдневку не убавится – процессы оптимизации и автоматизации труда занимают длительный период и первое время нагрузка в рабочие дни значительно увеличится.

инфографика, пробная четырехдневка на Урале(2019)|Фото: Накануне.RU

В Прикамье 16 производств вошли в нацпроект по увеличению производительности труда. Это "Новомет – Пермь", где работают более 4,9 тыс. человек, "Инструментальный завод – Пермские моторы" (1145 сотрудников), "Сорбент" (1142 работника), а также предприятия края: Краснокамский РМЗ, Чайковский филиал "Газпром сбытовые системы", Лысьвенский завод эмалированной посуды. Промышленники отказываются открыто комментировать намерения федерального центра, но новости о пилотном проекте воспринимают без радости. На Суксунском оптико-механическом заводе лишь коротко заметили, что пользы четырехдневка не принесет. Завод, согласно прогнозу, планирует на 14% увеличить количество занятых в 2019 г.

Председатель Пермского крайсовпрофа Серей Булдашов согласен с логикой выбора предприятий для пилотного проекта: участники нацпроекта начали процессы оптимизации труда (правда, в основном за счет сокращений простойного времени и интенсификации), нагрузка на работников по мере внедрения новых инструментов должна снизиться. Однако до начала эксперимента следует изменить федеральную нормативную базу, считает он.

"Первое, что нужно сделать, законодательно внести в Трудовой кодекс положение об уменьшении количества рабочих часов в неделю, с 40 до 32. Без изменения закона 40 часов просто разделят на четыре дня, и будет 10-часовой рабочий день. От завоеванного восьмичасового рабочего дня сейчас никто не откажется. Второе, на что профсоюзы никогда не согласятся, уменьшение дохода работников, снижение их зарплат после перехода на четырехдневку. В крае при подписании нового трехстороннего соглашения мы лоббируем пункт об увеличении базовой тарифной ставки минимального оклада до уровня не ниже МРОТ, сейчас не ниже МРОТ должна быть заработная плата, а оклад может быть 3-5 тыс. руб. Если мы не решим этот вопрос на федеральном уровне, то у нас не будет инструмента для того, чтобы оставить зарплаты на прежнем уровне при сокращении рабочей неделе", – рассказал Накануне.RU Булдашов.

Участниками нацпроекта стали восемь предприятий Свердловской области. Представители обрабатывающих производств ("Уралгидромаш", УОМЗ, "Силур", Группа "Ермак"), а также НПО "Старт" им Яскина и "птицефабрика "Рефтинская". Отметим, что крупные агропредприятия из Тюменской области ("Тюменьмолоко", Ишимский мясокомбинат, племзавод "Юбилейный") и Пермского края (птицефабрика "Пермская", кунгурский мясокомбинат) также могут сократить продолжительность рабочей недели. Но аграрии сомневаются, что "пилот" можно воплотить жизнь без увеличения продолжительности рабочего дня или пропорционального сокращения зарплаты. В обоих случаях есть риск остаться без кадров. "Люди уйдут или из-за того, что будут банально уставать, или из-за снижения мотивации к труду после падения зарплат. Наша средняя зарплата 25 тыс. руб., если придется ее сокращать – мы лишимся кадров", – рассказал руководитель направления по персоналу одного из агрохолдингов.

В Челябинской области участниками "пилота" могут стать более 900 человек, в регионе только четыре предприятия вошли в нацпроект. Если верить базам Федерального центра компетенций, на Урале к нацпроекту пока не присоединились производства Югры, Ямала и Курганской области.

Напомним, что всероссийский опрос работодателей также показал отрицательное отношение к реформе. Переработки, профессиональное выгорание, сокращение зарплат – на эти риски указал сам бизнес. Сколько-нибудь убедительных контраргументов со стороны Правительства, явно педалирующего тему (впервые вопрос вышел в публичную плоскость в июне), не поступило.