Аналитика


"Забастовка" в "Аэрофлоте": что правда, а что фейк?
Общество | В России

В профсоюзе "Аэрофлота" и в крупном онлайн-сообществе "Типичный бортпроводник" сообщили, что стюардессы и пилоты не выходят на работу.

Руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова рассказала, что цель акции "Больничный лист" – повысить зарплаты и изменить отношение начальства. Как отметила Борисова, реальное количество участников акции неизвестно, так как протест возник стихийно, а свои действия инициаторы не согласовывали ни с кем. Однако их действия были поддержаны многими бортпроводниками. При этом женщина является действующей стюардессой "Аэрофлота", а потому знакома с ситуацией в авиакомпании изнутри.

Как ранее заявил пилот Алексей (имя изменено), якобы в акции участвуют 178 пилотов и бортпроводников, еще почти 500 обещают присоединиться, "Аэрофлоту" придется отменять около 50 рейсов в день.

Тактика, по сообщениям СМИ, состоит в том, что с 13 сентября сотрудники массово берут больничные и не выходят на работу.

В профсоюзе беспокоятся, что авиакомпании начнут мстить – и мстить даже тем, кто реально заболел и взял больничный. "Аэрофлот" же забастовку игнорирует, один из заместителей руководителя выступил с заявлением, что никакой акции нет.

"В "Аэрофлоте" работает более 8,5 тыс. бортпроводников. ШПБ (Шереметьевский профсоюз бортпроводников) – самый малочисленный из всех действующих в "Аэрофлоте" профсоюзов, насчитывает всего 13 человек, – заявили в пресс-службе ПАО "Аэрофлот". – Сегодняшнее заявление о каких-либо притеснениях и неудовлетворительных условиях труда в авиакомпании звучит особенно нелепо, особенно с учетом количества членов профсоюза ШПБ. Ранее "Аэрофлот" уже разъяснял по поводу так называемой "забастовки". Информация, распространенная в соцсетях, абсолютно не соответствует действительности".

По данным авиакомпании, количество открытых больничных листов в авиакомпании не превышает норму и соответствует среднегодовым показателям, а увеличения количества взятых больничных листов не наблюдается. При этом в последние дни количество закрытых больничных листов превышает число открытых. Все рейсы авиакомпании выполняются по расписанию и полностью укомплектованы кабинными экипажами.

Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Олег Смирнов говорит, что в авиации запрещено устраивать забастовки. Но причинами для подобных акций могут стать: вопрос оплаты труда, нарушение режима труда и отдыха, проблемы, касающиеся безопасности полетов – претензии командиров кораблей к состоянию авиационной техники и несвоевременное устранение неисправностей. Об этом он рассказал Накануне.RU:

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU – Для забастовки бортпроводники должны представить доказательства нарушения правил труда и отдыха, а это очень легко – нужно показать графики и рейсы, считается полетное время каждого сотрудника – рабочее, время отдыха, все просчитывается и делается вывод на основе фактов.

Хотя, в принципе, забастовки у нас в авиации запрещены и для стюардесс, и для пилотов, это прописано. Но в любом случае перед тем, как устраивать нечто подобное, профсоюзы должны выступить с официальными требованиями к руководству, и если те не хотят идти им навстречу – тогда уже общественность вступает на сторону бастующих и мы бы их защищали, но пока нет официальных заявлений, все это не больше, чем "фейк-ньюс".

Акция с больничным листами чем-то похожа на "итальянскую забастовку" – ее-то можно провести в любой ситуации, при любых запретах. Если бортпроводники начнут устраивать настоящие "итальянские забастовки" – это будет куда серьезней.

Картина может быть такой – прилетели из Нью-Йорка, а их ставят на следующий день лететь в Сочи, например, а они говорят: "По ФАПу положен отдых сутки после такого перелета, а у нас сутки еще не прошли, поэтому извините, мы в нарушение ФАПа летать не будем". В итоге задерживается рейс или срывается.

Это работа, но работа строго по правилам. И о таком серьезном шаге профсоюзы должны поставить в известность руководство. Если руководство на обращение ответит – все, ребята, этот вопрос будет решен в течение недели, то конфликт исчерпан. Вариант "б" – "пошли вы со своей забастовкой". Вот тогда мы с вами поддержим их всеми доступными методами. И их нужно защищать, потому что существуют очень жесткие правила и законы – федеральные, мировые, – которые очень четко диктуют режим труда и отдыха экипажей.

Бывают очень сложные перелеты, нагрузка невероятная, и необходимость отдыха – это закон уже не федеральный, а закон природы. Так человек устроен. Нарушать этот закон – значит приводить человека в такое состояние, когда он может совершить катастрофу.

Бывает такое, когда руководители авиакомпании не понимают тонкостей летной работы, злоупотребляют, и таких руководителей очень много сейчас стало. Раньше ни одного не было – все были профессионалы. Сейчас кто угодно руководит, но не пилот – юрист, экономист, финансист. Они многих тонкостей не знают, их и ругать-то не стоит, потому что они этого всего на своей шкуре не испытывали.

И ясно, что существует общее недовольство "отношением руководства" у летного состава. Раньше руководителю не надо было объяснять, что такое режим труда и отдыха, в авиакомпаниях руководитель был сам "летающий". Я вот, к примеру, был заместителем министра гражданской авиации почти десять лет и я был "командиром корабля-замминистра". То есть "летающий" чиновник в министерстве гражданской авиации.

И как мог нарушать режим труда и отдыха руководитель, который все это сам испытал? Была строгая ответственность за нарушение ФАП, руководителей в случае чего быстро освобождали от должности. Поэтому если сейчас существует недовольство отношением руководителей к пилотам и бортпроводникам – я не удивлюсь, но профсоюзам нужно действовать по правилам, объявлять о своих намерениях, требовать официального ответа от руководства, а иначе доверять информации очень сложно, на руках нет документов, фактов, мы не можем зафиксировать эти нарушения.



Елена Рычкова