Аналитика


"ЗИЛ" лишает жилья бывших работников
Общество | Центральный ФО | В России | Москва

Бывшие работники московского "Завода имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) массово лишаются квартир в домах, находящихся на балансе предприятия. Жилье в многоквартирниках на ул. Чертановской и Днепропетровской они получили в годы работы на заводе, сегодня юристы принадлежащего правительству Москвы актива обращаются в суды с исками о выселении людей.

Выпуск автомобилей ЗИЛ прекратил еще в 2014 г. Правительство Москвы (нынче основной акционер завода, департамент имущества города Москвы владеет 64,77% уставного капитала) решило использовать территорию под девелоперский проект – строительство 6,4 млн кв. м недвижимости. На территории бывшего завода имени Лихачева появился ЖК "Зиларт". Однако юрлицо не было ликвидировано, на сегодня основные виды бизнеса АМО ЗИЛ: аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом, а также аренда и управление жилым недвижимым имуществом. Согласно годовому отчету, на балансе завода, помимо промышленных площадок, находятся дома на ул. Днепропетровская 27, корп. 1 (287 квартир) и Чертановская 43, корп. 2 (215 квартир), оба обозначены, как "здания социально-бытового назначения". За этой формулировкой скрыты общежития, в которых живут бывшие работники завода, ЗИЛ идет в суды с исками об их выселении.

Решения судов вынесены по 10 жильцам домов, рассказал Накануне.RU юрист Юрий Кокорев. Позиция защитников жильцов в том, что ЗИЛ не имеет юридического права называть себя собственником домов.

общежитие ЗИЛ, Днепропетровкая, 27-1(2019)|Фото: yandex.ru/maps

"У АМО ЗИЛ право собственности на помещение и на здание, у жилых домов есть свои кадастровые номера, они поставлены на кадастровый учет и фактически являются федеральной собственностью – они не выделены из федерального имущества и не переданы в муниципальную собственность. Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом в 1995 г. эти два дома были переданы в дар АМО ЗИЛ, но завод получил свидетельства не на жилые дома, а на помещения гораздо меньшей площадью, а уже на основании этих документов спустя год предприятие получило свидетельство на здание. Но юридически ни здание, ни помещение не являются жилым домом – это два разных объекта. В реестре недвижимого имущества РФ указан жилой дом с определенной площадью, у нас есть постановление городского комитета трудящихся о выделении помещений под общежитие, и после этого никаких изменений не происходило", – рассказывает юрист.

Кокорев называет свидетельства ЗИЛа на дома "полиграфической продукцией" и поясняет, что в документах есть явные нестыковки. Например, в представленном заводом постановлении от 1995 г. значится передача ЗИЛу второго корпуса дома на ул. Днепропетровской, но построен он был только в 2004 г. Жильцы предполагают, что документ мог быть изготовлен задним числом, но суд это не смутило. Кроме того, в процессе судов стало известно, что вид жилых помещений был изменен, документы об этом тоже датированы "лихими 90-ми". В результате некоторые из обитателей общежития по документам стали проживать не в комнатах и квартирах, а на койко-местах.

Оснований, по которым завод требует выселения жильцов, три: отсутствие законного распоряжения о выделении жилой площади, отсутствие необходимого стажа и самовольное занятие жилплощади. Вселение работников ЗИЛа и членов их семей в свое время проходило на основании ордеров, но они оказались утеряны. Несмотря на наличие прописки в доме, люди остались бесправными.

рабочие завода им Лихачева,(2019)|Фото: youtube.com/ Максим Шевченко

Представители ЗИЛ с жильцами не общаются, управляют домами два ТСЖ, учрежденные АМО ЗИЛ. В неофициальных беседах представители ТСЖ якобы заявляли экс-работникам, что жить им в общежитии осталось не больше года. Из этого юристы сделали вывод, что готовится процедура ликвидации АМО ЗИЛ.

"Есть два варианта развития ситуации: банкротство и ликвидация. По какой схеме пойдет завод, зависит от экономической и политической ситуации. Банкротство предпочтительнее, так как закон о банкротстве обязывает собственника социального имущества передавать его на баланс органов местного самоуправления. Более того, есть распоряжение заместителя директора завода Лихачева от 1996 г., которым он упразднил общежития и назначил ответственных за передачу подаренных домов на баланс Москвы. Эта процедуру заняла больше 10 лет и так и не была завершена. Второй путь – может прийти новый собственник, еще больше повысить плату, создаст должников и основания для выселения. Дом освободят еще быстрее", – рассказал Юрий Кокорев.

Жильцы пока продолжают отстаивать свои права в судах. На днях некоторые из них рассказали свои истории на народном сборе с участием журналиста Максима Шевченко.

"На нас подали в суд, якобы мы незаконно вселились в однокомнатную квартиру. Хотя нас вселил в 1992 г. завод, когда муж работал на ЗИЛе. У нас двое детей. Мы все суды проиграли, уже приходили приставы", – рассказала Римма Науменко. Жильцы пожаловались на то, что ТСЖ создает им невыносимые условия жизни, отключая свет и ставя заглушки на канализацию. Меры касаются даже тех, кто не имеет долгов за коммунальные услуги и найм жилья.

Московские власти, которых непосредственно касается ситуация, держатся в стороне. Более того, по словам жильцов, чиновники мэрии указывают на то, что частный собственник имеет право делать с домом все, что считает нужным. О том, кто держит контрольный пакет частного собственника, столичные чиновники явно забыли.

Оперативно связаться с АМО ЗИЛ по телефону Накануне.RU не удалось. На адрес завода будет направлен официальный запрос.