Аналитика


Дамаск занимает Манбидж, Анкара уплывает из американской орбиты
Армия и ВПК | За рубежом

Турецкая операция "Источник мира" на севере Сирии стала причиной поистине тектонических сдвигов во всей ближневосточной политике. Силы Пентагона внезапно бросили своих верных союзников-курдов и поспешно отступают. Это отступление сравнивают даже с выводом войск из Южного Вьетнама. Сирийская Арабская армия Башара Асада, который, согласно заявлениям американских политиков, много лет назад "должен был уйти", занимает города в долгое время неподконтрольном Курдистане. Операция "Источник мира" привела к разладу между союзниками по НАТО – Вашингтон ввёл против Анкары экономические санкции.

Впрочем, и с Москвой отношения у Турции не улучшились – спецпредставитель России по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что российского согласия на операцию "Источник мира" не было. Президент РФ Владимир Путин тем временам вместе с представительной делегацией посетил Саудовскую Аравию – непримиримого врага Ирана и давнего спонсора группировок противников Асада.

В любом случае под контроль Дамаска возвращается север страны. В феврале прошлого года попытка занятия лишь одного завода под Хишамом закончилась вмешательством американской артиллерии и авиации. Тогда потери понесли и российские ЧВК, но сколько именно человек тогда было убито и ранено, неизвестно по сей день. Теперь под контроль Асада перешёл, например, Манбидж, о чём ещё год назад было сложно и мечтать.

Вход сирийской арабской армии в Манбидж(2019)|Фото: sana.sy

Стоит ли России праздновать победу в Сирии, Накануне.RU рассказал эксперт Института Ближнего Востока, эксперт РСМД Сергей Балмасов.

Почему американцы ушли столь поспешно и после турецкого вторжения фактически бросили курдов?

– Американцы больше всего вкладывались в курдов при прежней администрации, при Обаме. Не стоит верить американским СМИ, которые в значительной степени демократам принадлежат и представляют Трампа таким тупым посетителем, грубо говоря, пивного бара, который не может отличить Сирию от Ливии и так далее. Это абсолютно не так. Попытки объяснить его деятельность тем, что он ничего абсолютно не понимает, топчется, как республиканский слон, в посудной лавке – это переоценка.

Волей или неволей получается, что уход американцев и сливание курдов приводят в определённой степени к повышению градуса между турками и сирийцами, да, в общем, и нами. Учитывая, с какой скоростью все помчались в сирийский Курдистан.

Турецкий танк в Сирии(2019)|Фото: www.yenisafak.com

Противоестественная ссора с Турцией США не нужна. В стратегическом отношении им нужно восстанавливать отношения с Турцией. Трамп как хороший бизнесмен-олигарх: кто для него курды? Непонятные какие-то племена, которые не могут между собой договориться, меж собой борются, проклинают друг друга и ничего путнего из взаимодействия с ними не выходит. Такое впечатление у него, и не только у него. Зато Турция входит в тройку крупнейших по вооружённым силам стран НАТО.

Тем не менее Трамп объявил о введении антитурецких санкций.

– Ввести санкции это одно – проформы ради. Это естественно, демократы тоже жмут, визг на демократической полянке имел место. Ради бога, мы введём санкции, только вопрос в том, как мы эти санкции будем выполнять. А это ещё надо посмотреть. К тому же есть и такой аспект как сотрудничество спецслужб и силовое сотрудничество. Трамп – один из ставленников силовой партии, но что происходит – на глазах Турция уплывает из американской орбиты. И ключевые сделки по ВТС свидетельствуют, что процесс пошёл полным ходом.

Для американцев несколько миллиардов долларов – это несущественно, но дело даже не в этом – речь идёт о комплексном уходе, о комплексном разрыве фактически, это красная черта была. В этом смысле, если Трампу удастся откатить ситуацию, то что ему курды?

В определённой степени это имиджевая неприятность, но сколько их уже было? Южный Вьетнам был имиджевой неприятностью, но с Вьетнамом уход из Сирии нельзя сравнивать, поскольку это был форпост в Юго-Восточной Азии против движения коммунистов.

А ждать ли из-за раздела сирийского Курдистана трений между Москвой, Дамаском и Тегераном?

– Надо ещё смотреть, как кто вести себя будет, как будут вести себя дальше американцы, потому что американская политика сейчас отличается сиюминутностью, вдруг Трамп завтра опять захочет туда вломиться, хотя теперь это будет сложнее.

У курдов сейчас подавленное отношение ко всем событиям, вход в Манбидж – это меньшее из зол для курдов. Но для них должно быть уроком. Я бы не стал хоронить идею курдской государственности, но им надо извлечь уроки. Им надо стать едиными, иначе их будут так же продолжать бить все кому не лень.

Сто лет назад случилось предательство со стороны стран Антанты по отношению к курдам. Забыли все обязательства и, грубо говоря, за них всё решили. Так всё и будет, пока они не покажут себя относительно единой силой. Хотя не представляю, как это можно сделать, учитывая расколы по родовому, даже не по религиозному, это в меньшей степени, а по всем клановым вещам.

А визит Путина в Саудовскую Аравию как-то связан с этими событиями? Чего России можно ждать от этого?

– Глубоко сомневаюсь, что Путин строит иллюзии, что Штаты пустят нас на свою поляну. Того короля, который это сделают, могут завтра сместить. У американцев возможности есть. Но для Саудовской Аравии американский защитный зонтик оказался не таким хорошим, как его нахваливали, и делать что-то надо.

Визит показывает американцам, что мы заходим без спроса в их оазис, из которого они в своё время колоссальные деньги качали – это само по себе стратегический момент. И, на самом деле, для Саудовской Аравии не самые лучшие времена наступают. С одной стороны, турецко-катарский натиск, с другой – иранский, теперь ещё и мы лезем. И в той же Сирии, и везде кругом – неудачи. Делать что-то надо. Вопрос – что. Для американцев это может быть сигнал со стороны Путина, все эти бумажки, то, что поговорили насчёт палестинской проблемы – это всё шелуха. Главное, что мы обозначили опять, что мы можем.

Владимир Путин и Рамзан Кадыров в Саудовской Аравии(2019)|Фото: gulfnews.com

А с кем сидели и что обсуждали – это уже не суть важно. Для Саудовского королевства на повестке дня стоит вопрос – быть или не быть. Не могут они уже обеспечить существование абсолютной монархии за счёт какого-то внешнего прикрытия.

Но для нас нужно поддерживать равновесие, несмотря на то, что у нас многие недовольны Саудией, относятся к ним, как к террористическому государству. Было это всё, они безобразничали у нас, но сейчас они остыли.

Не стоит забывать и то, что у Ирана есть интересы в Закавказье, в Сирии, в Средней Азии. Лучше уравновесить их, чтобы они максимально долго душили друг друга. Это два региональных хищника, это большая политика, здесь не надо какими-то симпатиями к той или иной стране апеллировать. Нужно сделать так, чтобы два хищника поглубже вонзили друг в друга клыки, а мы бы с этого что-то поимели. Относительно этого нам и надо задуматься. И как раз путинская поездка вполне в это ложится – что мы Ирану тоже можем щёлкнуть по носу и сказать – "Будете лезть в наши жизненно важные интересы, мы вам можем осложнить ситуацию в Саудии".

Значит ли это, что Кремлю удалась "маленькая победоносная война"?

– Не то чтобы победоносная война, здесь не о ней скорее идёт речь, а о том, что мы своих противников ставим в невыгодные условия. Но условный противник тоже отвечает, пытается стравить нас также с Турцией. Так что здесь всё очень непросто.

Какая победа? Идёт очередной тайм игры, один из многих…



Павел Мартынов