Аналитика


Максим Жаров: О дискуссии об акционировании "Яндекса" в преддверии транзита
Экспертное мнение | В России

После публикации данных законопроекта "О значимых интернет-ресурсах" начали дорожать акции "Яндекса". В противовес предложенному изначально законопроекту депутата Антона Горелкина, доля иностранного участия в компании увеличивается с 20% до 50%. Новости об этом приходят на фоне слухов о переписке экс-главы президентской администрации Александра Волошина с действующим первым замруководителя АП Сергеем Кириенко. Они якобы обсуждали организационно-правовую реорганизацию компании, в ходе которой предусматривалось создание Суверенного фонда, способного выкупить акции у текущих акционеров. Политолог Максим Жаров объясняет, что стоит за всем этим:

– Речь сейчас идёт не о конкретных персоналиях, а решаются серьёзная проблема, которая не решена уже много лет – тот факт, что ведущий интернет-агрегатор, в том числе новостной, "Яндекс" подлежит только косвенному контролю. А государство хотело бы иметь более строгий контроль. Специалисты по информационным войнам скажут вам, что и 10 лет назад, и 15 лет назад, и во времена болотных митингов, и маршей несогласных, "Яндекс" начинал вести себя странно и часто играл на стороне оппозиции.

Не думаю, что эта проблема может быть решена с помощью данного законопроекта, тем более, насколько я вижу, правительство внесло поправки, и там уже значительно более выгодные для иностранных инвесторов условия (50% - одна акция).

Законопроект Горелкина является здесь приложением к более сложному и кулуарному процессу – процессу переговоров с владельцами и менеджментом "Яндекса". Кто ведёт эти переговоры – не столь важно, государству важно, чтобы была выполнена задача контролировать "Яндекс" в том виде, в котором он существует сейчас (потому что если будет принят проект Горелкина, "Яндекс" может преобразоваться в какую-то другую компанию, и контроль может осуществляться через какие-то непрямые инвестиционные фонды, в том числе и через так называемый Суверенный фонд, о котором писали известные телеграм-каналы).

Соответственно, задача переговорщиков состоит не только в том, чтобы добиться согласия "Яндекса" на передачу контрольного пакета в руки государства, но и в том, чтобы не допустить преобразования "Яндекса" в какую-либо другую компанию, где контроль может быть косвенным и удалённым.

В преобразовании, я думаю, заинтересованы, конечно же, различного рода частные лица, которые к власти сейчас не имеют отношения, но хотят обладать хотя бы удалённым контролем за агрегатором. Также обладание даёт возможность серьёзно влиять на власть, на конфигурацию власти в ожидании начала нового транзита.

Не исключено, что борьба на следующих президентских и, может быть, даже парламентских выборах 2021 года будет очень жёсткой, и ещё раз повторяю, "Яндекс" часто в последние годы поддерживал оппозицию. Поэтому государство в преддверии транзита власти заинтересовано в обладании контроля над "Яндексом".